Прокуратурой области в конце 2008 года проведены проверки готовности образовательных учреждений области к осуществлению образовательного процесса, а также надлежащего финансирования мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся.

В ходе проверок выявлены многочисленные нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности детей в ряде образовательных учреждений.

На начало 2008-2009 учебного года в стадии текущего ремонта находилось 669 образовательных учреждений области, в стадии капитального ремонта - 43, из них общеобразовательных - соответственно 295 и 30, дошкольных образовательных - 261 и 7.

Как показала проверка, на 1 сентября 2008 г. в большинстве образовательных учреждений г.Астрахани и области продолжались строительные работы. Так, в 22 общеобразовательных учреждениях г. Астрахани проводились кровельные работы, ремонт внутренних сетей отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации и сантехники, а также другие виды ремонтных работ. Проведением указанных ремонтных работ в период образовательного процесса создается опасность для жизни и здоровья обучающихся, чем нарушаются требования ст.51 Закона Российской Федерации «Об образовании» о создании образовательным учреждением условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Проверкой также установлено, что допускаются факты осуществления образовательного процесса в зданиях с ненадлежащим техническим состоянием.

К примеру, на территории Володарского района с 2004 г. муниципальное образовательное учреждение «Мултановская СОШ» осуществляет деятельность в здании с поврежденными несущими стенами (имеются трещины). В 2005 г. эксплуатация правого крыла здания постановлением Роспотребнадзора по области была приостановлена. Несмотря на это, капитальный ремонт до настоящего времени не проведен, вопреки требованиям о приостановлении эксплуатации здания продолжается функционирование столовой, расположенной в правом крыле здания. Не смотря на проведенный к началу учебного года капитальный ремонт, 22 октября 2008 ТО ТУ Роспотребнадзора по АО установлено, что на несущих стенах здания имеются трещины. Повторное контрольное обследование несущих конструкций здания не произведено. Прокуратурой района в адрес директора школы и учредителя внесено представление с требованием проведения контрольного обследования технического состояния здания в целях обеспечения безопасных условий пребывания людей.

По причине необходимости проведения капитального ремонта выведены из эксплуатации отдельные корпуса МОУ «Лиманская СОШ № 1, МОУ «Алчинская СОШ», МОУ «Бакланская СОШ», МОУ «Белячинская НОШ». Учебный процесс осуществляется в других корпусах . Руководителям поручено проведение экспертиз несущих конструкций зданий с привлечением специалистов.

В МОУ «СОШ с.Иваново-Николаевка» Енотаевского района выявлены существенные дефекты несущих конструкций здания учебного корпуса №1. По требованию прокурора приказом отдела образования администрации муниципального образования «Енотаевский район» от 22.09.2008 г. эксплуатация здания приостановлена.

Проведения комплексного капитального ремонта требует и здание МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» г.Астрахань, построенное в 1953 году. Согласно техническому заключению по итогам обследования здания школы существует опасность травмирования людей. Однако, на момент проверки проектно-сметная документация на проведение дополнительных ремонтных работ не разработана.

В здании МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55» г.Астрахани, построенном в 1937 году, более 10 лет требуется капитальный ремонт ввиду наличия трещин в стенах. Летом 2008 г. во время ремонта фасада обнаружено увеличение количества и размеров трещин в стенах здания. С 14 ноября 2008 года в соответствии с заключением ГП АО ПТТ «Оргтехстрой» в целях обеспечения безопасности учащихся эксплуатируется часть здания школы, изолированная от аварийной части временными перегородками.

Аналогичные нарушения выявлены в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1» г. Астрахань, где более двух лет с момента возникновения необходимости в капитальном ремонте надлежащий ремонт здания детского учреждения не производится.

Установлено, что одной из основных причин ненадлежащего обеспечения безопасности учащихся в образовательных учреждениях является недостаточное и несвоевременное финансирование мероприятий, направленных на эти цели. Денежные средства на проведение текущего ремонта с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания, учредителем не выделяются. Капитальный ремонт проводится, как правило, в связи с возникающими аварийными ситуациями.

Так, нуждаемость средних общеобразовательных школ г.Астрахани в денежных средствах для проведения капитального ремонта в 2008 г. составляла свыше 17 миллионов рублей в то время, как утверждено бюджетом- 7,5 млн.руб. Потребность в денежных средствах на проведение текущего ремонта составляла 32 миллиона рублей, а утверждено бюджетом свыше 20 млн.рублей.

Аналогичное положение сложилось и в образовательных учреждениях, расположенных на территории области.

Безопасность условий пребывания учащихся в образовательных учреждениях не обеспечена и в результате имеющихся нарушений требований пожарной безопасности. Из 66 общеобразовательных учреждений в 38 отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, в 28 - отсутствует система оповещения людей о пожаре. Из 103 учреждений дошкольного образования требуется установка автоматической пожарной сигнализация в 85, системы оповещения о пожаре - в 67, не имеется аварийного и эвакуационного освещения в 42.

В соответствии с городской целевой программой «Пожарная безопасность муниципальных образовательных учреждений города Астрахани на 2008-2010 годы», утвержденной решением Городской Думы 26.10.2007г., финансирование программных мероприятий в 2008 г. планировалось в сумме почти 39 млн.руб., а выделено всего 10 млн.руб.

При указанных обстоятельствах в образовательных учреждениях не созданы необходимые условия, гарантирующие безопасность пребывания в них обучающихся.

По результатам проверки прокурорами в адрес руководителей образовательных учреждений и глав муниципальных образований-учредителей образовательных учреждений внесено 25 представлений об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности детей. К административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ привлечены 4 директора образовательных учреждений: МОУ «СОШ с. Николаевка»- Шикерова К.Я, МОУ «ООШ с. Нижнелебяжье»- Очирова Б.Х, МОУ «СОШ с. Разночиновка»- Пронякина Т.В., МОУ «ООШ с. Петропавловка»- Сисенов К.С.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой области внесено представление мэру г.Астрахани Боженову С.А., направлена информация Губернатору области Жилкину А.А. и председателю Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» Симеоновой Е.И. для принятия мер к устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и надлежащему финансированию образовательных учреждений.

Рассмотрение актов реагирования прокуратурой области взято на контроль. Результаты их рассмотрения будут доведены до средств массовой информации и населения области.