Областная прокуратура внесла протест на закон «О статусе депутата Астраханской области». По мнению надзорного органа, некоторые его положения противоречат федеральному законодательству и должны быть отменены.

В частности, речь идет о статье, дающей депутатам право свободно посещать органы местного самоуправления, предприятия и организации и получать ответы на депутатские запросы в более короткие сроки, чем обычные граждане.

Согласно закону «О статусе депутата Астраханской области», депутатское удостоверение дает парламентариям право беспрепятственно посещать органы местного самоуправления, а также предприятия и учреждения, не подведомственные органам государственной власти Астраханской области, присутствовать на различных заседаниях. Для решения вопросов, связанных с депутатскими полномочиями, народные избранники имеют право на первоочередной прием руководителями и другими должностными лицами. А ответ на депутатский запрос те же органы местного самоуправления обязаны дать в течение не 30 дней, как обычным гражданам, а в течение 14 дней.

Всеми этими правами парламентарии активно пользуются, выполняя депутатские наказы и обращения граждан. Однако прокуратура решила лишить их этих привилегий. Как пояснила старший помощник прокурора Виктория Сорокина, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий являются самостоятельными и не входят в систему государственных органов власти. Что касается юридических лиц, гражданское законодательство основывается на недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Ограничить гражданские права можно только в рамках федерального законодательства и в мере, необходимой для защиты конституционного строя,

нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Особые права областных депутатов, по мнению прокуратуры, грубо нарушают федеральное законодательство и являются вмешательством в работу местного самоуправления и юридических лиц.

Закон «О статусе депутата Астраханской области» действует с 2003 года. На вопрос парламентариев, почему только сейчас прокуратура решила опротестовать его положения, Виктория Сорокина пояснила, что связано это с новой судебной практикой. Так, в апреле этого года Верховный суд РФ занял аналогичную позицию при рассмотрении дела об оспаривании положений закона «О статусе депутата республики Алтай».

Однако даже позиция Верховного суда не убедила астраханских парламентариев, которые на редкость единодушно встали на защиту своих депутатских прав. Только депутат Михайленко поддержал протест, сказав, что задача депутатов — заниматься нормотворчеством, а не «латать заборы». Однако коллеги не согласились с ним, заявив, что работа с избирателями — такая же часть депутатской деятельности, особенно для одномандатников. Олег Шеин также добавил, что, утверждая бюджет, «мы всем муниципальным образованиям, кроме Степного в Красноярском районе, даем ассигнования, а значит, депутатский корпус должен иметь возможность контролировать эти расходы и вообще местную власть». Председатель облдумы Александр Клыканов также отметил, что недавно был принят областной закон о депутатском расследовании. И если протест прокуратуры будет удовлетворен, то само понятие «депутатское расследование» станет бессмысленным.

Практически единогласно депутаты отклонили протест прокуратуры. Как отметил Александр Клыканов, депутаты будут отстаивать свои права, необходимые им для работы с наказами избирателей, если придется, то и в суде.

Вера Волкова,

"Горожанин" № 46, 21.11.2012 г.