Автомобилей в городе становится все больше, пробки возникают все чаще. Ситуацию усугубляют большегрузы, идущие транзитом из центральных частей России по направлению в Казахстан и Среднюю Азию (трасса М-6). Разрядить обстановку помог бы северный обход Астрахани. Разговоры о его строительстве в очередной раз зазвучали "наверху".

ТРИ ГОДА ОЖИДАНИЯ

В начале сентября в Москве председатель регионального правительства Константин Маркелов обсудил на встрече с заместителем министра транспорта России Олегом Белозеровым перспективу строительства объездной трассы.

Северный обход позволил бы тяжелым грузовикам, следующим по международному транспортному коридору "Север-Юг", миновать наш город. Сейчас такому транспорту приходится пересекать Астрахань через старый или новый мосты. Тяжелые грузовые машины способствуют не только появлению заторов (в том числе и на таком загруженном транспортом участке, как улица Анри Барбюса), но и разрушению внутригородских дорог. Северный обход позволил бы частично разгрузить автополотно.

О необходимости строительства такого обхода активно заговорили еще в преддверии 450-летнего юбилея города. Протяженность его должна составить 12 км. В рамках обхода предусмотрено строительство моста через Волгу в районе поселка Стрелецкий (около 1,8 км). Сначала была информация, что за этот проект возьмутся в конце 2008 года, потом - что в 2010-2011 годах. Сейчас в региональном министерстве строительства и дорожного хозяйства отмечают, что начать возведение обхода раньше 2013 года, скорее всего, не удастся. Связано это и с тем, что проект довольно затратный.

ПОМОГИТЕ МАТЕРИАЛЬНО

В областном минстрое говорят, что на строительство обхода требуется довольно солидная сумма - 23 миллиарда рублей. Это практически годовой бюджет нашего региона. Без федеральных средств здесь не обойтись. Помощь должна прийти из министерства транспорта РФ. На недавней встрече в Москве замминистра Олег Белозеров посоветовал Константину Маркелову до первой половины следующего года подготовить заявку на помощь из федеральной казны, чтобы уложиться до формирования бюджета на 2013 год. То есть получается, раньше этой даты на федеральную казну рассчитывать не стоит.

Нужность северного обхода на встрече с губернатором Астраханской области Александром Жилкиным в мае текущего года отметил и вице-премьер РФ Сергей Иванов. Еще раньше глава региона поднимал вопрос о строительстве моста через Волгу в поселке Стрелецкий на встрече с министрами Алексеем Кудриным и Эльвирой Набиуллиной. После посещения министерства финансов и министерства экономического развития Александр Жилкин отметил на брифинге, что при реализации такой стройки ориентироваться только на федеральный бюджет было бы неправильно. "Будем активно привлекать инвесторов", - добавил он.

ОТ КИРПИЧНОГО ЗАВОДА ДО ЯКСАТОВО

Северный обход должен плавно перейти в восточный. К строительству последнего областные дорожники приступили еще в 2004 году. Первую очередь обхода (протяженностью около 13 км) давно уже завершили. На сегодняшний день осталось отстроить участок от Кирпичного завода до села Яксатово (7,5 км). Причем мост через Царев, который входит в этот участок, уже возвели. Дело осталось за подходами к нему. Заместитель министра строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Сергей Трушкин пояснил "АВ", что строительство затянулось из-за прекращения финансирования данного объекта из федерального бюджета в последние три года. На сегодняшний момент в региональном Минстрое оптимизируют проектно-сметную документацию, чтобы минимизировать будущие затраты. Кстати, строительство этой части автотрассы, по словам представителей ведомства, вошло в программу "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2012-2016 годы и перспективу до 2020 года".

Вообще после кризисного 2008-го финансирование дорожного хозяйства нашего региона существенно сократилось. По данным специалистов, в 2007 году на строительство, ремонт и содержание дорог из областного бюджета выделили практически полмиллиарда рублей, в 2011 году - всего 119 миллионов. А в 2010 году не удалось отремонтировать ни одного километра дорог регионального значения, средств хватило только на их содержание. Дорожный фонд, который должен заработать со следующего года, в принципе может переломить ситуацию. С помощью его на вторую российскую беду в нашей области планируют направить уже более серьезные средства (более двух миллиардов рублей).

Возможно, облегчит жизнь автомобилистам и транзитная общегородская магистраль непрерывного действия, соединяющая улицу Латышева с Заболдинским районом, с мостом через реки Прямая и Кривая Болда. Ввести в эксплуатацию ее планируют в этом году. Но пока остаются сложности с пропуском транспорта в районе улиц Савушкина - Татищева. Трасса на Татищева (там, где раньше ходил трамвай) еще не готова, Савушкина одна не справится, а перенаправление потока на Комсомольскую набережную превратит этот спальный район в шумную и загазованную магистраль.

А ВАМ КАКИХ ДОРОГ НЕ ХВАТАЕТ?

Александр Башкин, депутат Думы Астраханской области:

- Хороших. Я часто бываю в других городах и скажу, что наши дороги, конечно, далеки от идеала, но лучше, чем, скажем, в средней полосе. Что касается "пробок" и заторов на ул. Яблочкова, в районе Лебединого озера, то здесь необходимы кардинальные меры. Нам нужны многоярусные дороги. Их надо уводить под землю либо строить второй ярус. Но это очень дорого.

Виктория Гурьянова, представитель губернатора в областной Думе:

- Возможно, нам и нужны новые дороги, но я считаю, что не менее важно увеличить пропускную способность уже имеющихся. По долгу службы иногда приходится срочно ехать куда-то, торопиться. Если раньше я доезжала за 15 минут, то теперь на это же расстояние уходит полчаса. Иногда дело не в бурном автопотоке, а в неаккуратности водителей - машины оставляют там, где не надо, останавливаются на мостах, а это запрещено, в общем, нарушают.

Ольга Штольц,

"Астраханские ведомости" № 37, 23.09.11.