Большинство детей с удовольствием идут в первый класс, более того — многие ждут этого дня, как праздника. Но проходит какое-то время, и вдруг оказывается, что ребенок не рад школе, что новая жизнь стала источником не радости, а проблем. В таких случаях специалисты говорят о школьной дезадаптации.

О том, отчего происходит такое явление и как помочь маленькому школьнику, мы беседуем с педагогом-психологом МБОУ г. Астрахани ООШ № 3 Светланой Серединой.

— Первый класс — один из наиболее существенных и критических периодов в жизни детей. Поступление в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный для малыша стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет целый ряд факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Организм ребенка приспосабливается к этим факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Не день, не неделя требуются для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему.

Какие же причины лежат в основе того, что называют школьной дезадаптацией?

— Одной из главных причин считается несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым системой обучения в массовой образовательной школе, иначе говоря — отсутствие «школьной зрелости». В числе других причин могут быть недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, его социальная незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья. Все это — комплекс «внутренних» причин, так называемые «проблемы ребенка».

Судя по всему, есть и «проблемы взрослых»?

— Безусловно, существуют и «внешние» причины школьной дезадаптации, «проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребенка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями. Чаще всего эти факторы существуют взаимосвязанно, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определенным трудностям в обучении.

Особенно хочется выделить и «проблемы родителей». Таких «проблемных» родителей с каждым годом становится все больше, и, к сожалению, их очень трудно убедить, что причина трудности адаптации их ребенка к школе кроется в них самих.

Чем же «вредят» родители своим детям-первоклассникам?

— Условно таких родителей можно разделить на две группы. Одни предъявляют к детям чрезмерно завышенные требования, что только усугубляет процесс дезадаптации. Другие же заранее заявляют ребенку, что у него ничего не получится, вспоминают, какие трудности пришлось пережить в школе им самим, тем самым разрушая еще не окрепшую учебно-мотивационную сферу малыша. Поэтому в предупреждении трудностей адаптации первоклассников к школе одной из главных задач я считаю совместную работу психолога, учителя и родителей.

Беседовала Вера Волкова,

"Горожанин" № 44, 7.11.2012 г.