Больше всех от проекта «Навальный» страдают КПРФ и ЛДПР – единственные в стране самостоятельные политические партии, которые не были созданы в «кремле». Но в первую очередь, КПРФ – как более сильная, чем ЛДПР, и с некоторыми преимуществами, которых у жириновцев нет.
У КПРФ есть идеология, убежденные, преданные сторонники и члены партии, среди которых немало лидеров общественного мнения. Наличие четкой партийной структуры с разветвленной сетью региональных и районных отделений с реальными партийцами. Программа, цели и задачи, партийные СМИ, место для другого лидера (в случае ухода Геннадия Зюганова) и даже нескольких лидеров. Да, КПРФ не настолько радикальна, как хотелось бы некоторой части оппозиционного электората, особенно молодёжной. Из-за наличия идеологии – соответственно, есть её не разделяющие. Но КПРФ может и предлагает альтернативу действующей власти, конкретных людей, конкретные действия в случае прихода к власти. Эта партия прозрачна и понятна, она патриотичная, державная и с ней за Родину, скорее всего, в случае чего, обидно не будет. Даже на президентских выборах, про которые многие, в основном либеральные, оппозиционеры говорят, что они не конкурентные, КПРФ выдвинула кандидата Павла Грудинина, про которого нельзя наговорить, что он агент госдепа, что он марионетка в чьих-то руках, что он самодур, что у него нет опыта в руководящей и хозяйственной должности и прочие клише. Вполне сносный кандидат, конкурентоспособный для президентской избирательной кампании.
У ЛДПР – нет четко выраженной идеологии, но есть программа, патриотические настроения, цели и задачи. Есть ярко выраженная, вполне либерально-демократическая сущность - распространение среди желающих возможностей для получения депутатских мандатов, от чего страдает репутация партии. Как и у КПРФ есть партийная структура и собственные СМИ. О том, чтобы заменить собой действующую власть, речи не ведет. На президентских выборах никогда с властью не конкурировала. Что бы не говорили, но Владимир Жириновский никогда за кресло президента серьёзно не боролся. Но тем, не менее, ЛДПР – это самостоятельная партия, созданная Жириновским и выращенная впоследствии его соратниками и сторонниками. Как и КПРФ имеет структуру, сеть региональных и районных отделений с реальными членами.
Не секрет, что время от времени эти партии о чем-то договариваются с «кремлем», радикалы называют это соглашательской позицией, но это политика и даже самые упертые оппозиционеры почти всегда при случае играют в те же игры. Как говорится, чья бы корова мычала.
И вот теперь проект «Навальный» - самый модный среди рядовых сторонников оппозиции, среди радикалов, среди людей, которые хотят кардинально всё поменять. У проекта «Навальный самый модный и лучший на сегодняшний день пиар – особенно со стороны власти (возможно, так не хотели, но так получилось). Но у проекта «Навальный» нет идеологии, нет программы, нет партии или организации с четко выстроенной структурой, нет людей – кадров (просто, разношерстная поддерживающая Навального публика не в счет). Можно сказать, что есть более-менее понятный Алексей Навальный, но за которым стоят тысячи «шариковых».
Проект «Навальный» уничтожает реальную партийную оппозицию, которая может предложить действительную альтернативу действующей власти без неожиданных революционных поворотов для страны и ее людей.
Можно и нужно подыгрывать власти, чтобы в нужный момент заменить её собой. Нужно развиваться, создавать свою структуру, чтобы предложить альтернативу и в нужный момент её реализовать. Это называется – системная оппозиция, и это хорошо.
Плохо – когда власть свергается, государство внезапно остается без управления. Бунтари чешут голову и начинают действовать по ситуации, методом тыка, путем подбора случайных кадров, без подготовленной стратегии издеваться над большинством граждан, далекими от политики, которым главное – чтобы была работа, крыша над головой не текла вместе с трубами в подвале, чтобы на улицах не убивали и не грабили, вовремя давали зарплату, и дети в семье смеялись испачканными шоколадом ртами.
Революции, скорее всего, не будет. Не от этого предостерегаю. А от случайного, пустого и неопределенного, безумного.
А что касается лично самого Алексея Навального, то как блогер, как расследователь, как воин он, безусловно, хорош. Конечно же, в такой грязной среде как политика, где одни группы бьются за власть с другими, где бесконечные экономические войны и битвы за сферы влияния и геополитические интриги, такие штучные экземпляры, как Навальный, обязательно будут использованы для тех или иных манипуляций любой из сторон – для кого-то даже самой неожиданной. Вот на них, на манипуляции, людям, главное, не поддаваться.
P.S. Кстати, после отказа в регистрации кандидатом в президенты в 2018 году Алексей Навальный запустил кампанию по бойкоту выборов. Всем, кто занимается выборами, хорошо известно, что низкая явка населения на выборах (по сути, бойкот выборов) всегда на руку кандидатам от власти. Почему же Алексей Навальный не поддержал того же Павла Грудинина? Тем более, если на выборах депутатов разных уровней он выбрал другую тактику – призывать голосовать за всех, кроме кандидатов от «Единой России», хотя это создает другую ситуацию - размываются оппозиционные голоса, в том числе, в пользу той же самой «кремлевской» «Справедливой России», виртуальных партий или каких-нибудь самовыдвиженцев.
P.P.S. В Астраханской области есть такое понятие - контролируемый пал сухой растительности. Это когда десятки гектаров охвачены огнем, жуткое пожарище, страшно, но под управлением МЧС. Вот то же самое мне напоминают сегодняшние уличные "несанкционированные" шествия.
Максим Терский, политический эксперт AST-NEWS.ru