В России создается «Центр четвертой промышленной революции»

Цифра все серьезнее вторгается в нашу жизнь, новая эпоха кардинально меняет всё. Здесь важно понимать, какой человек будет нужен новой эпохе.

Вся история человечества - это история места человека и его сущностей в мире. Наиболее яркие эпохи наступали тогда, когда человек миру и самому себе был нужен весь, а не только его отдельные качества, свойства, способности или компетенции. 

Возьмем Русь XIV века – человек нужен истории, своей земле, Богу как воин, как землепашец, как молитвенник, как строитель. Его внутренний мир преображает сущность внешнего, раздумья над причинами монгольского нашествия, чувство покаяния, желание не допустить “чтобы престала память родителей наших и угасла свеча” вызывает к жизни 120 монастырей (за весь домонгольский период основано не более 60-ти), воздвигается иконостас уникальных людей. Андрей Рублев, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Владимир Храбрый, святитель Алексий и весь их круг отражает широкое разнообразие потребностей человека в высоком, сильном, настоящем. 

Великие лидеры всегда существуют в окружении ярких писателей, художников, религиозных деятелей – последние фиксируют его личность в эпохе, ставят реперные точки, создают мифологию и историю. Человек не одномерен, он срастается с эпохой всей сущностью, может чувствовать ее везде, выходя из храма или из избы он выходит не в деревню или город – сразу в Русь, в её историю, в её порядок вещей. Собственно, человек и есть этот порядок.

Сегодня мы живем в странном мире. У нас есть лидер, который уникален и во многом велик, но вокруг него нет той уникальной культурной среды, которая необходима. Нет великих писателей, художников, поэтов, режиссеров, который из разных явлений сложили бы картину эпохи. Поэтому ему приходится транслировать свои представления и идеи через гоголевских типов вроде Пескова или редакторов СМИ, которые по определению не могут придать этим представлениям форму, определить их место в общей картине времени. Но это не самая большая проблема. В новом цифровом мире человек не столько существует, сколько предусматривается и подразумевается. Цифра ловит признаки человека, которые выдает за человека, в результате он выходит одномерным, плоским или не выходит вообще. Простые примеры – когда человеку приходит штраф с камеры за превышение скорости, это вовсе не означает, что штраф ему – он мог и не быть за рулем, просто в документах он числится владельцем машины, но подразумевается, что это он. То же самое при наказании или похвалах за лайк – никто не может быть уверен, что лайк поставил сам человек, все зиждется на предположении, что это он, но именно он или страдает или получает бонусы.

У Бальзака есть произведение «Полковник Шабер». Главный герой по ошибке был погребен заживо в братской могиле. Ему оттуда чудом удается выбраться, но вскоре выясняется, что свидетельство о его смерти имеет большее значение для общества, чем присутствие самого полковника, как живого человека. Поэтому все притязания героя на свое имя, собственность и даже жену признаются неправомерными, в том числе и его ближними, которым его смерть выгодна и они социально хоронят его повторно. 

Сегодня цифровая среда становится сильнее человека и возникает вопрос – в каком виде человек будет ей нужен, удобен, выгоден? В каком образе она предусмотрит его для себя? Какие качества и свойства человека станут определяющими для его атрибуции в рамках эпохи? Он будет нужен весь или только его «компетенции»? Есть риск подмены человека компетенцией или алгоритмом и это главный вопрос наступающей эпохи.

Борис Якеменко