Несмотря на то что с каждым годом статус некогда главного праздника Астраханской области падает, он по-прежнему является значимой датой для большого числа астраханцев. И не только промрыбаки, но и рыбаки-любители, а это каждый второй астраханец мужского пола, почитают за честь поднять бокал, фужер или рюмку в этот праздник.
Но это все поэзия, а проза жизни заключается в цифрах, которые с каждым годом становятся меньше. Но не только цифры печалят. Непрекращающееся реформирование, водопад нормативно-правовых актов, их качество.
У меня сложилось убеждение, что все это делается не во благо природы или России, а для обогащения чиновников, толстосумов и органов, контролирующих рыбаков. Ярким доказательством чего служат скандалы с чиновниками Росрыболовства: сюжеты, рассказывающие об их коррупционных взаимоотношениях с подопечными коммерсантами, показали федеральные каналы, в частности программа "Человек и закон".
Астраханская область не исключение, уголовные дела на руководителей, инспекторов, клерков федеральных ведомств в регионе заводятся с завидной регулярностью. Но это еще полбеды, ладно бы брали да дело шло. Но когда каждую запятую, килограмм рыбы, дату выхода на путину, какими удочками, где и когда ловить приходится согласовывать с Москвой, а вернее, с клерками в Росрыболовстве, получается полный бардак, называемый соответствием с нормативно-правовой базой. Неужели мы у себя в регионе не способны разобраться, когда и чем нам ловить, какую рыбу можно ловить, а какой стоит дать передышку? Кто лучше специалистов КаспНИРХа или самих промрыбаков знает, что происходит у нас на воде? И почему в стране, где каждый регион имеет свои особенности, как социально-экономические, так и физико-географические, все должно быть унифицировано и соответствовать единым стандартам? Если это вертикаль власти, то куда она нас заведет? И о каких инвестициях может идти речь, если каждые полгода правила игры меняются?
Череда реформ, в частности рыбоохраны, где руководители меняются с завидной регулярностью, привела к тому, что в девяностые годы на воде, например, в Харабалин-ском районе работали 55 человек, у которых была техника, даже баркасы, а сейчас всего пять, и я больше чем уверен, большую часть времени они занимаются бумагами. Реки в прямом смысле брошены на произвол судьбы и раздаются частникам, чтобы спрашивать уже с них за порядок, а правильнее сказать - "доить", потому как условия, на которых "рыбопромысловые участки" отдаются в аренду, заведомо невыполнимы. Любителям теперь даже подъехать на машине к речке нельзя. Вот в таких условиях мы встречаем День рыбака.
И все же праздник есть праздник, и в первую очередь это праздник тех, кто пашет на воде, в любую погоду тянет лямку невода, чье главное орудие - шест, через чьи мозолистые руки проходят все эти тонны и килограммы, в общем, тех, кто занят настоящим мужским делом. Здоровья вам, терпения и богатых уловов.
Олег Сарана,
"Комсомолец Каспия" №53, 07.07.10.