Валентин БЫЧКОВ: О Кустодиеве
По новому стилю 7 марта самому известному астраханскому художнику исполняется 140 лет. Его художественное творчество захватило и зафиксировало ту самую Русь, которая закончилась в 17 году, но вместе с этим его творчество запечатлело и Русь, начавшуюся в том же 17 году. После революции он прожил ещё десять лет, но последние 15 лет жизни все свои работы - самые яркие, самые жизнерадостные он писал лёжа - отнялись ноги.

Его рисунки, его живопись узнаётся сразу и из далека. Нет в ней ужасов и голода военного коммунизма, красного террора. Нет в ней треша эпохи перемен, в которой довелось жить полупарализованному человеку. Но нет в ней и тоски по «России, которую мы потеряли». Видимо что-то более важное понял он, когда оказался заключённым в своём больном теле. И это важное излагал посредством красок на бумаге, картоне и холсте.

Долгое время наша картинная галерея носила его имя. Теперь в городе существует его дом музей, а галерея стала носить имя собирателя картин, чья коллекция послужила основной причиной создания этой самой галереи.

В этом году в марте Кустодиеву исполняется 140 лет.

В этом году в декабре картинной галерее исполняется 100 лет.

В будущем году - 100 лет как Догадина не стало.

А в 2021 году - 100 лет, как галерея находится в здании на улице Свердлова. События спрессовались всего в 4 года.

Юбилейные празднования Бориса Михайловича Кустодиева мы, понятное дело уже просрали.

Понимаете, Кустодиев - нравится он кому-то или не нравится - единственный известный на весь цивилизованный мир художник родом из Астрахани. Он - наш если не единственный, то главный художественный бренд, на котором можно строить огромную часть идеологии туристической привлекательности города. Это один из поводов выводить город из несостоятельного треугольного бренда «Рыба - Икра – Газпром».

Ленин - бренд Ульяновска, Сталин - Гори, Леонардо - из Винчи, Верещагин - Череповца. Врубель - Омска, а Левитан вон, родился в такой муркиной жопе, что до сегодня не дожило названий ни местечка, ни губернии, откуда он родом. По большому счёту художникам, родившимся в Москве и Питере повезло меньше, чем художникам из провинциальных городов. Они не могут быть именными флагманами в своих родных городах, ибо их - великих или известных - в столицах родилось довольно много. А в Астрахани - один. Кустодиев.

Ну давайте это использовать! Сообща. Не только на уровне городского дома-музея, который не справляется с этой функцией по объективным причинам, но и на уровне города, на уровне области! Никто, никто на этих уровнях ничего не попытался сделать к 140-летию Кустодиева. Почему? - Понятия не имею!

Валентин Бычков, сотрудник астраханской государственной картинной галереи
(публикуется в сокращении)