Времена какие-то непонятные: то возносили религию, то хулили. Теперь вот опять возносим. Не знаю, как будет потом. Верховная власть тягу народа к религии, к Богу поддерживает. Во многом помогает.

И народ потянулся в церковь, в мечеть, в синагогу…. Церкви и мечети, а вместе с ними и другие культовые учреждения стали появляться, как грибы после дождя. Раскрепощённый народ активно выражает любовь к религии.

Строят новые культовые учреждения в основном на народные средства. Как говорится, с миру по нитке.

В Астраханской области только за последние 10-12 лет возвели в эксплуатацию после строительства и реставрации десятки культовых сооружений. Инициативы от жителей населённых пунктов всё поступают.

Вот хронология. В 2001 году появился Духосошественный храм на кладбище по улице Рождественского в Астрахани. В 2002 году в селе Красный Яр стала принимать прихожан церковь Христа Спасителя. 2006 год ознаменован открытием храма в честь Святого мученика Иоанна Воина. Его построили в память о сыне известного астраханского писателя Андрея Белянина, который погиб от рук преступников. Открылись храмы в Началово и Камызяке, отреставрированы церковь Казанской иконы Божьей матери в Астрахани и селе Старица Черноярского района. И буквально в последнее время введен в эксплуатацию храм Феодоровской иконы Божьей матери в посёлке Бумажников. Идёт строительство и реконструкция ещё нескольких храмов и церквей. Некоторые культовые заведения находятся в проектировании.

Не обо всех православных храмах и церквях я не упомянул, которые уже есть или в скором времени могут появиться. Не отстаёт в строительстве мечетей и мусульманская общественность. В данный момент в Астраханской области более шестидесяти мечетей. В 2004 году открылась новая мечеть Тауба на улице Рождественского. Открыта также мечеть на Аэропортовском шоссе. Отреставрированы мечети: на Больших Исадах и на улице Казанской. Некоторые другие. И это в то время, когда в Европе наметился процесс закрытия культовых сооружений, потому что уменьшается число прихожан.

В Астраханской области действуют религиозные объединения Русской православной церкви, иудеев, мусульманское объединение, объединение протестантской церкви, куда входят пятидесятники, баптисты, адвентисты. У них около 40 молитвенных домов и церквей. Несколько храмов у буддистов, лютеран, католиков, армянской апостольской церкви, старообрядцев. Есть и синагога. В общей сложности в нашем регионе зарегистрировано 189 разного религиозного направления общин.

Почему же при таком охвате населения культовыми учреждениями у нас так часто проявляют себя вандалы всех мастей? Только за последние годы неоднократно разграблялись кладбища, ломались надгробия и кресты. А сколько других проявлений вандализма проходило в городах и селах области – просто не поддаётся подсчётам.

Как отмечают священнослужители, в православных храмах всё больше и больше появляется молодёжи. Вера, по их словам, молодеет. Создаётся даже молодёжное православное движение. Этому хочется порадоваться. А что касается мечетей, так там и вовсе молодёжи, на мой взгляд, не меньше, чем людей старшего и среднего возраста. Среди тех, кто ходит в церковь и мечеть, естественно, не найдётся таких, кто будет валить и крушить надгробья и кресты. К сожалению, неохваченных верой большинство. Вот среди них и формируются вандалы. Они пьют, курят, хулиганят. Не зная, куда деть дурную силушку, они и идут на разные преступления. Им всё равно, где оставить о себе «следы». Об этом уже неоднократно писалось в местных СМИ. Вот совсем недавно, в конце 2012 года, сообщалось о погроме на мусульманском кладбище. Было осквернено 40 надгробий. Ещё раньше, в апреле 2012 года, было совершен такой же вандализм. Но тогда поваленными и разбитыми оказались 30 надгробий. Полиция не нашла вандалов (а искала ли их вообще?). Аналогичное преступление совершилось в 2010 году на старом кладбище по улице Софьи Перовской. Тогда вандалов удалось задержать. Ими оказались девчонки-подростки 14-15 лет. Финал для них невесёлый. После помещения в центр временного содержания их отправили на обучение в специальное училище закрытого типа. Были в нашем региона нападения и на еврейские захоронения.

Хотелось, чтобы все, кто громит памятники, надгробья, кресты и всё, что подворачивается им под руку, тоже были наказаны самым строгим образом. А наказание им может выразиться двумя статьями Уголовного кодекса РФ: по статье 214 «вандализм» или по статье 244 «надругательство над телами умерших и местами их захоронений». По этим статьям злоумышленникам грозит штраф до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы. Но наказание может быть и другим. В частности, в размере любого иного дохода в течение трёх и обязательными исправительными работами.

Чтобы астраханская молодёжь потянулась к религии, нужно начинать с детей. Именно дети самые благодарные и прилежные ученики. Дети должны обучаться духовным канонам с самых ранних лет. Во всяком случае, со школьной скамьи. Бездуховность порождает многие проблемы, которые могут проявиться самым негативным образом. В том числе вандализмом.

Борис Волжский,

"Факт и компромат" № 4, 01.02.2013 г.