На этой неделе Астраханский драматический театр представляет первую в этом году премьеру – спектакль «Вдох-выдох», поставленный художественным руководителем Александром Огарёвым по пьесе современного шведского автора Юнаса Хассена Хемири «Нас здесь сотня», в переводе Марии Людковской. Показ состоится на малой сцене. Примечательно, что ранее произведение никогда не попадало в репертуар российских театров, а только проходило в формате читки.

Ранее, перед большой премьерой прошлого года – трагикомедией «Татуированная роза» Теннесси Уильямса, AST-NEWS.ru сделал первое интервью в Астрахани с главным режиссером театра, заслуженным артистом РФ Александром Огарёвым. Теперь по приглашению художественного руководителя мы оказались на репетиции одноактного спектакля «Вдох-выдох» и поговорили с актёрами, занятыми в спектакле: Данияром Курбангалеевым, Александриной Мерецкой, Анастасией Кацан и Екатериной Сиротиной.

Театральное пространство «Imaginarium», как любая камерная сцена, подразумевает особую форму общения со зрителем, для которого важно подобрать правильную интонацию и общий тон повествования. Нам повезло оказаться внутри удивительного процесса поиска. Согласно замыслу, искания должны привести к ошеломляющему результату. Но говорить об этом можно будет лишь после премьеры. А пока через разговор с актёрами мы постарались уловить дыхание спектакля через их ощущения и впечатления.

Данияр Курбангалеев:

- Работа родилась из читки пьесы. Процесс был так интересен, что у нас стал создаваться спектакль. Он о загадках женской души. Я играю образ мужчины, которого выбирают героини. В повествовании затрагиваются темы семейной жизни, в том числе и злободневные, поднимающие проблемы домашнего насилия. Это своего рода исследование жизни женщины, история развития её личности. Мне очень интересно за происходящим наблюдать, потому что для меня девушки всегда были загадкой. А так как пьеса написана мужчиной, удивительно, как тонко он обращается с этой темой, разложив её по принципу 3D.

По ходу действия у меня несколько образов: они возникают на жизненном пути главных героинь. Мой герой Артур, через которого объёмно показывается действительность женщин, по сути, является ими же выдуманным персонажем.

Поразило, что в пьесе показаны сразу три внутренних голоса, живущих в одной и той же личности. Автор не разделил всё на хорошее и плохое, а филигранно выписал все тончайшие нюансы человеческой души. Это глубоко философская вещь о смысле жизни, о котором мы все так много рассуждаем. Во время читки присутствующие видели именно свою жизнь. Спектакль прямое общение артистов с публикой. И мы надеемся, что после просмотра человек не уйдёт из театра с пустотой, мы произведём на зрителя определённое эмоциональное воздействие. Спектакль о внутренней неудовлетворенности, невзирая на внешнее благополучие. Малая сцена подразумевает особую степень искренности: надеюсь, зрители это почувствуют.

Анастасией Кацан:

- Моя героиня – один из трёх голосов, живущих в одной голове. Главный смысл в том, что мы разные, но при этом все заодно: одна подумает, другая подхватит, а воплотит третья. Это определенные энергии, идеи, субстанции, порождённые противоречиями, возникающие в каждом человеке.

Александрина Мерецкая:

- По замыслу автора наши роли могут исполнять, как женщины, так и мужчины. Скорее всего, мы являемся некими функциями, каждая из которых несёт идею. Мы представляем собой некий симбиоз, перетекающий друг в друга.

Автор пьесы Юнас Хассен Хемири создал её в достаточно молодом возрасте. Удивительно, что он смог сформулировать в ней столько парадоксальных идей. Поскольку пьеса европейская, там поднимаются темы, может быть, пока не очень свойственные российскому менталитету. Для нас самая актуальная задача – элементарно выжить. А в нашем спектакле показано именно стремление человека к участию в глобальных проблемах, стоящих перед современным обществом, чуждых обывательскому сознанию. Основные вопросы – личность и мир. Поднимаются и вопросы внутрисемейного существования.

Режиссёр-постановщик Александр Огарёв во всех своих работах хочет привести зрителя к свету. Нравится, что в нашем спектакле мы, если не отвечаем на вопрос «что делать?», то хотя бы приобщаемся к раскрытию вечных истин, что мы здесь для красоты, добра и любви.

Екатерина Сиротина:

- Очень приятно, что меня пригласили участвовать в этом спектакле. Читка пьесы «Вдох-выдох» была первым опытом Александра Огарёва в Астрахани. Она состоялась ещё до премьеры «Татуированной розы».

Александр Анатольевич очень тонко мыслит, у него абсолютно индивидуальная режиссура и специфика. Он ставит перед нами такие необычные задачи и цели, некоторые из них до этого невозможно было себе вообразить. Работая в постановке, чувствую, как актриса, свой рост, постоянно совершая внутренние открытия. Играя другие спектакли, в которых работаю уже много лет, я ощущаю, что теперь существую на сцене по-другому.

Что касается моего персонажа, то это абсолютно не я, но мне было очень интересно ввязываться в эту авантюру. Я сама себе сказала, что не должна ничего бояться: произносить те слова, которые не говоришь в жизни, допускать не свойственное мне поведение. Но, по сути, внутри себя каждый человек немножко хулиган. У нас на репетициях сложились очень доверительные отношения: мы полностью погружены в творческий процесс, давая волю своим чувствам. Для нас это эксперимент, где нет никаких границ. Мне пришлось перешагнуть через некоторые внутренние зажимы для воплощения художественной идеи спектакля.

Всё это время мы живём на репетициях в такой классной свободной атмосфере, ощущая себя одной командой. Несмотря на то, что я познакомилась с девочками на площадке, как-то всё сложилось так: одновременно мы поддерживаем, ищем и даже подкалываем друг друга. 

Спектакль «Вдох-выдох», рождённый из читки, не предполагал никаких финансовых трат на него. Он создан на материальных ресурсах, которые уже имелись в театре. Ставка делается на идею произведения и мастерство постановщика и актёров.

Александрина Мерецкая и Анастасия Кацан работают в Астраханском драматическом театре первый сезон. Они рассказали, как работается на новом месте и какое впечатление на них произвела Астрахань.

Александрина Мерецкая:

- Все, с кем я встречалась на сцене, играя в спектакле «Малыш и Карлесон», а именно в работе люди узнают друг друга, это очень позитивные и талантливые люди. Я восемь лет служила в Омском академическом драматическом театре, где было принято, выходя со сцены, не предаваться сплетням, а говорить о творчестве, разбирать сцены. Астраханский драмтеатр – это второе известное мне место, среди тех, где я работала с подобной доброй традицией.

Астрахань производит впечатление какого-то особенного места, где возможно всё. И очень интересный зритель, которого невозможно просчитать. У астраханцев бывают самые неожиданные реакции. Это чудное и чудное место. Я всем рассказываю, это только здесь мог родиться такой необычайный поэт, как Велимир Хлебников.

Анастасия Кацан:

- Я приехала сюда из Новосибирска. Сравнивая родной город с Астраханью, я не нахожу ни одной схожей черты. Астрахань очень красивый и приятный город. Здесь прекрасное открытое и ясное небо.

Премьера спектакля «Вдох-выдох» состоится уже в ближайший четверг, но попасть на него уже невозможно, так как все билеты проданы, что не удивительно. Следующие показы состоятся 11 и 17 февраля. И всем, кто готов ощутить новое дыхание Астраханского драмтеатра и поучаствовать в увлекательном процессе поиска новых форм театрального восприятия, стоит поторопиться. При этом, в афише самого именитого театра Астрахани зрители могут выбрать спектакль под любое настроение.

Скоро Александр Огарёв и коллектив театра приступают к масштабной и очень интригующей работе над спектаклем «Братья Карамазовы» по роману Фёдора Достоевского.

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                       Екатерина Некрасова.