Член Общественной палаты России Борис Якеменко анализирует круглую дату – столетие без Ленина. Своим мнением по поводу круглой даты предлагаем поделиться в комментариях
«Каждый раз в этот день (и не только) возникает тема выноса Ленина из мавзолея. Посыл понятен, но не высказан напрямую: «Может, хоть что-нибудь изменится». Что – сами не знают, но надежда не хочет умирать. Так Голодец некогда предложила в качестве образовательной реформы поменять форму классных комнат – может, хоть в треугольной начнут учиться. Причин лениноборства обычно две. Первая – все проблемы страны решены и осталось лишь похоронить Ленина, чтобы придать картине недостающую завершенность. Вторая – сохраняющееся у сторонников выноса сакральное отношение к Ленину, отношение, которого – это важно понимать – они сами не осознают.
Настаивая на выносе, они искренне верят, что от перемещения материального (нетленного) тела Ленина в нематериальное (тленное), из одного пространства (надземного) в другое (подземное) в рамках амбивалентной схемы архаического сознания «темное/светлое», «верх/низ», «профанное/сакральное» произойдет некое видимое, чувственное, зримое телесными очами изменение окружающего социума и атмосферы в оном. Напомним, что именно на таком магическом отношении к Ленину, как творцу и повелителю пространств и времен, строился его культ.
Ленина называли новым Моисеем, который «посохом предначертал путь от хаоса к Союзу и Расцвету и «Солнцем грядущего», как Христа. Открыто говорилось и писалось о смерти Ленина, как жертве за все человечество, о его бессмертии, крестьяне верили, что он проснется и вернется к нам. Мавзолей Ленина стал памятником и могилой вечно живого бога. Не случайно в советских газетах мавзолей называли «святыней», «неиссякаемым источником революционной энергии».
В журнале «Огонек» в 1940-е годы предлагалось, если случилась семейная неприятность, не ладится на производстве, наступил упадок духа, прийти в мавзолей или просто постоять у него на Красной площади и депрессия уйдет, проблемы решатся. В рабочей среде родилась традиция приносить к мавзолею записки с просьбами и жалобами к Ленину.
И вот видим, что магическая традиция жива, причем в противниках Ленина. Одни заносили, другие выносят. И те и другие верят, что сейчас все изменится. Разницы нет. Ненависть, как известно, такое же сильное чувство, как любовь и так же связывает два объекта. Но если в противниках просыпаются столь архаические черты мышления, то пусть они помнят, что в архаических обществах запрещалось беспокоить покойников – они могут проснуться и начать мстить.
Вдруг начнет.
Или уже начал, судя по заявлениям».