Великая тайна Хазарии: где же в Астраханской области искать Итиль?

Уже в VI в. ученых интересовало, откуда на северо-западе Прикаспия появились хазары. Наверное, поэтому с тех отдаленных времен сохранилось любопытное предание, помещенное сирийским автором Иоанном Эфесским в свою «Историю». Согласно легенде в царствование византийского императора Маврикия из внутренней Скифии пришли три брата со своими родами. Один из братьев, Булгар, подался к границам Римской империи, где и создал свое государство, два других перекочевали в степи Северного Кавказа.

С той поры тот народ стал называться хазарами по имени старшего брата, имя которого было Хазарик. Так это происходило или иначе, но уже в то время хазары жили в низовьях Терека и Сулака, на территории нынешнего Дагестана.

В IV в. на Европу обрушилась сокрушительная волна гуннского нашествия. Основной поток завоевателей ушел далеко на восток, а прикаспийские степи на двести лет стали ареной беспрерывных столкновений между разрозненными племенами кочевников и местными народами. Шло время, неустойчивые объединения племен рассыпались, некоторые народы погибали или смешивались, наконец, ассимилировались с местными жителями. В результате на просторах Северного Прикаспия к VII в. появилось хазарское государство, с городами, окруженными каменными стенами, развитым земледелием, производством различных ремесленных изделий. Однако вскоре Хазарский каганат, до того с переменным успехом торгующий и воюющий с соседями, столкнулся с неукротимой арабской экспансией. Под натиском нового противника хазары постепенно утрачивают свои позиции в Дагестане. Население молодого государства начинает медленно, но неуклонно переселяться на север – на обильные пастбища приволжских степей. Туда же, в дельту Волги, где возник город Хамлидж, в VIII в. хазары были вынуждены перенести из г. Семендер и свою столицу.

Позднее, в IX в. этот город стали именовать – Итиль.

До настоящего времени сохранилось несколько достаточно подробных, хотя местами и противоречивых, описаний этого города. Современные хазарам географы, писавшие на арабском и персидском языках, свидетельствовали, что в IX–X вв. Итиль состоял из трех частей: кирпичного дворца правителя, построенного на речном острове и двух частей собственно города, расположенных по обоим берегам реки. Город был огорожен стеной, сложенной из сырцового кирпича, утопал в садах и виноградниках и поэтому занимал немалую площадь – только вдоль берега одноименной реки он тянулся на шесть километров. В нем было много глинобитных домиков, войлочных юрт и общественные здания: базары, бани синагоги, церкви, мечети с минаретами и даже медресе. Местные жители успешно занимались земледелием, отгонным скотоводством, промыслом рыбы.

Впрочем, от былого могущества каганата к середине X в. осталось немного. Хазары еще контролировали порты восточного Крыма и Тамань, но печенеги, кочевавшие в приазовских степях, препятствовали общению с ними. По-прежнему хазарам платили дань окрестные племена, но последние постепенно уходили из-под их влияния. В этот период экономика Хазарии опиралась в основном на таможенные сборы от транзитной торговли, стала широко применяться спекулятивная перепродажа товаров. В первой половине X века арабский историк Истархи констатировал: «Хазары не производят ничего, и не вывозят нечего, кроме рыбьего клея». Изменился и характер ремесла. Самобытное искусство уступило место производству небрежно сделанным вещам, предназначенным для массовой продажи. Принятие же знатью иудаизма, как государственной религии, отвратило от Хазарии и верного союзника – Византию. Непоправимой ошибкой хазар стало нападение на русов, в 913 г. возвращавшихся через Итиль после набега на арабские города на Каспийском море, а также запрет на проникновение туда русских боевых дружин после 944 г., когда была предпринята попытка образования в Закавказье русского княжества. По сути, в X в. было достаточно легкого толчка, чтобы некогда великое государство исчезло с лица земли.

Таким толчком стал поход князя Святослава. Вот как коротко говорит об этом «Начальная летопись»: «В лето 6473. Иде Святослав на козары; слышавше же, козари, изидошапротиву с князем своим Каганом, и съступишасябитися, и бывши брани, одолел Святослав козаром и град их и Белу Вежу взя». Арабский автор Ибн Хаукаль добавляет: «Русы разрушили все это и разграбили все, что принадлежало людям хазарским, болгарским и буртасским на реке Итиль».

После похода Святослава Хазария медленно угасает. Вернувшись в разоренный Итиль, жители пытаются восстановить город, на этот раз под протекторатом Хорезма, но не удачно. В конце того же века князь Владимир прошел путем отца и наложил дань на «неразумных хазар».

Под беспрестанными ударами печенегов и гузов Хазария постепенно исчезает с исторической сцены. Полному разгрому и запустению подвергаются восточные города Беленджер, Семендер и др. Проходят века и о хазарских городах забывают, настолько прочно, что и поныне нет полной уверенности в их точном местонахождении. Беленджер, с той или иной долей вероятности, видят в городище на р. Сулак, относительно Семендера большинство ученых считает, что он находился в окрестностях Махачкалы. По-прежнему вызывает дискуссии и местонахождение Итиля. Л. Гумилёв считал, что последняя хазарская столица располагалась в районе с. Селитренное, другие историки допускают, что он некогда стоял близ села Самосделка (Астраханская обл.).

А между тем, подходя к решению вопроса о местонахождение Итиля, многие исследователи забывают о циклически изменчивом уровне Каспийского моря. В VII–IX вв., т.е. во время расцвета Хазарского каганата, его уровень был значительно ниже современного, и северная часть Каспия являлась сушей. При таком положении море было «короче», Волга, соответственно, «длиннее», а край ее дельты доходил почти до полуострова Мангышлак. Как ни странно, подобное изображение можно найти на карте Клавдия Птолемея. Карта датирована II в. н.э., но это не должно никого смущать, учитывая, что «Географическое руководство» и сопутствующий атлас этого александрийского ученого стали известны в Европе от арабов только в XII в., а первое печатное издание появилось в 1472 году. Таким образом, на протяжении тысячи лет единственными пользователями, переписчиками, методично дополнявших и подправлявших труд Птолемея были исключительно арабские ученые. Нам неизвестно, составлял ли сам Птолемей карты атласа и если да, то какие из них, зато аргументировано доказано, что изображение Каспийского моря относится не ко II веку, периоду его жизни, а к началу VIII, т.е. ко времени, когда в Прикаспии прочно утверждаются арабы. Относительно Волги в ее нижнем течении, эта корректировка произошла, по всей видимости, в XIII в.

Если проследить на карте Птолемея начертание реки Волги-Ра, то отчетливо видно, ниже колена, образованного у Волгограда, имеется еще один поворот, после которого течение реки получает почти меридиональное направление. Неизвестное колено не является небрежностью картографа – в тексте «Географического руководства» даны координаты для устья Волги, затем для поворота, а далее указывается: «есть еще другой поворот реки Ра, приближающийся к повороту реки Танаиса (Дона – М. К.)…».

Теперь попробуем, исходя из известной величины, определить, где находился северный берег Каспия в VII–VIII вв. Так, напрямик измеряя на современной карте отрезок реки Дон от Азовского моря до колена напротив Волгограда получаем 420 км. Примерно такое же расстояние от Волгограда до Каспийского моря. Но на карте Птолемея этот отрезок значительно больше (свыше тысячи километров), а береговая линия опускается ниже 44° с.ш.! Вывод один: во времена составления карты или ее корректировки в VIII–XIII вв. уровень Каспийского моря был ниже, а Волга, создав в районе Астрахани второй поворот, протекала по современному морскому дну. В таком случае, принимая во внимание сообщения раннесредневековых авторов, утверждавших, что город Итиль находился в низовьях Волги-Итиля, приходим к очевидному выводу: в наши дни столица Хазарии благополучно покоится на дне Северного Каспия.

На первый взгляд, кажется, вопрос решен и можно смело отправляться на поиски хазарской столицы на морском дне, где-то в акватории острова Чистая Банка. Не будем спешить с однозначным выводом. Волга не всегда имела то русло, по которому течет в настоящее время, мало того, она не всегда впадала в Каспийское море!

В «Книге Велеса» на этот предмет содержится запись: «Ра-река – великая, она отделяет нас от иных людей и течет в море Фасийское». Название Фасийское море происходит от реки Фасис, ныне именуемой Риони, которая, как и в древние времена, по-прежнему течет в Черное море. А вот соответствующая выдержка из «Хронографии» византийца Феофана (671 г.): «В северных, по ту сторону лежащих частях Евксинского Понта (Черного моря – М.К.) есть так называемое Меотийское болото (Азовское море – М.К.), в которое впадает великая река… по имени Атал (Волга – М.К.)». Подтверждением гидрографического положения Волги, описываемого Феофаном, служит распространение позднейших морских и речных отложений на юге Восточноевропейской равнины. Характер аллювиальных осадков наглядно свидетельствует о том, что Волга некогда через Сарпу и Маныч действительно направлялась в Азовское море, затем отвернулась от него, какое-то время ветвилась по степям Калмыкии и только затем пошла по своему современному руслу.

Заметим, указанные изменения происходили не в отдаленные геологические эпохи, а в историческое время. И, разумеется, переход волжских вод к Каспийскому морю не произошел мгновенно. На протяжении длительного времени Волга являлась рекой двух морей. На то, что она имела два рукава указывал в X веке армянский летописец Моисей Хоренский. В том же столетии арабский географ Масуди, повествуя о боевом походе русов 913 г., писал, что прибыли те «на 500 кораблях» и проникли на Каспийское море по реке, ответвляющейся «от реки Хазар (Волги – М.К.), доходящей до моря Бонтус (Черное море – М.К.)». Вполне вероятно, бифуркация Волги сохранялась до XIII в., т.к. на «Карте мира» 1154 г. ее отметил географ Идриси. В его изображении основной поток Волги под названием Атал впадает в Хазарское (Каспийское) море, а ее ответвление так и именуется: «река Саджину, т.е. рукав реки Атиль». Подобное положение отражено и на «Малой карте» того же ученого в 1192 г.

К XIV в. отмечается значительный подъем уровня моря, одной из причин которого можно уверенно считать углубление долины Волги, образование колена у Волгограда и появление нового русла до Каспия.

В условиях резкого повышения речного стока наступает трансгрессия моря, под водой оказывается ряд поселений на западном и южном побережье. На карте Марино Сануто (1320 г.) сделана запись: «Море каждый год прибывает на одну ладонь и уже многие хорошие города затоплены». В этот период, по сообщению персидского автора Наджати (1304 г.) затоплен древний порт Абескун. Как отмечено географом Бакуви, к 1400 г. море поглотило часть башен и стен Бакинской крепости. Совершенно очевидно в это же время морские волны поглощают и развалины Итиля.

Таким образом, столицу Хазарского каганата, некогда богатый город Итиль, все же следует искать на дне Каспийского моря. Первую попытку в этом направлении предпринял в начале 60-х гг. прошлого века геолог Б.Н. Голубов. Здраво рассудив, что культурный слой большого города может содержать большое количество отходов железа, он приступил к магнитной съемке в северо-западной части моря. К сожалению, поиски были безуспешны – техника того времени желала быть лучше, а на морском дне было предостаточно затонувших судов.

В 1981 г. астраханский историк К. Н. Васильков заявил, что он знает, где искать Итиль. Используя источники, описывающие местонахождение хазарской столицы и данные геоморфологии, он вычислил координаты легендарного города – район острова Чистая Банка! Спустя три года небольшая самодеятельная экспедиция в составе Голубова, Василькова и к.г.н. (ныне доктора) П.И. Бухарицина, в поисках Итиля отправилась на Чистую Банку. Исследователи не ставили перед собой задачу в проведении раскопок, их цель была скромнее: выполнение маршрутной магнитной съемки, площадная съемка наиболее интересных участков и составление карты острова. Постепенно, день за днем, ученые изучали остров. Накапливался материал, а вместе с тем пришло понимание, что один метод магнитной съемки не даст однозначного ответа о наличии под ногами затерянного города. С другой стороны, стало ясно, что магнитные аномалии на острове имеют место.

Выяснилось также, что проведение на острове раскопок чрезвычайно проблематично из-за близости грунтовых вод, а без этого не обойтись, т.к. по скромным расчетам руины Итиля покоятся под многометровыми наносами! В следующем году исследователи провели новую экспедицию. Вновь магнитная съемка острова, на этот раз более современной аппаратурой – протонными магнитометрами и проведение электроразведочных работ. И опять приборы показывают наличие аномалии в центре острова. Как следует из отчета: «Глубина до верхней кромки аномалообразующих объектов составляет здесь первые десятки метров. Есть основания предполагать ограниченное распространение этих объектов на глубину».

Итак, результатом поисков в 1984–85 гг. не стало открытие Итиля, но и ставить точку в этом вопросе пока преждевременно, т.к. инструментальные наблюдения на Чистой Банке не противоречат гипотезе о местонахождении там древнего городища, напротив, дают возможность наметить места будущих раскопок. Не исключено, в виду перспективности археологических исследований на острове в 1991 г. побывала экспедиция Дагестанского университета под руководством М.Г. Магомедова. Результаты, – увы, – скромные, а учитывая, что вал, сооруженный колхозниками им. Фрунзе для защиты скота от нагона воды был принят за оборонительное сооружение хазар, то и грустные! Великая загадка Хазарии еще не разгадана и все же нет особых причин для уныния. Тем притягательна тайна, что ответ лежит не на поверхности, а на глубине, как в нашем случае, порядка 8–10 м. К тому же, вовсе не исключено, что разгадка тайны древней столицы находится не на самой Чистой Банке, а к западу от острова. Вспомним о том, что Волга до XIII в. имела другое русло и, соответственно, иное место впадения в Каспий, иную дельту. В этом случае акватория поиска увеличивается и положительных результатов следует ждать от археологов-подводников.

М.А. Кирокосьян, «Астраханский краеведческий вестник»

© Астраханское отделение РГО

© Издатель: Сорокин Роман Васильевич