В середине июня должно состояться принятие целевой программы по комплексному внедрению системы ГЛОНАСС в Астраханском регионе. Как заявляют чиновники, повсеместное подключение к данной системе является залогом безопасности и экономии, но, как обычно, обещанное не всегда соответствует действительности.
ГЛОНАСС – это система, позволяющая при помощи спутников получать точные координаты объекта, на котором установлен приёмник. Сфера применения навигационных систем очень обширна – от обнаружения ближайших к владельцу навигатора магазинов до управления военной техникой. Ещё эту систему решили использовать для борьбы с работниками на транспорте, которые используют служебный автотранспорт в личных целях. Вот от чего, оказывается, все беды нашей экономики. От того, что водители иногда позволяют себе отклониться от намеченного маршрута в своих интересах.
И есть же люди, которые всерьёз считают, что стоит на автомобиль повесить навигатор, как сразу станет лучше. Расход бензина уменьшится и прибыль возрастёт.
Сразу вспоминается одно местное предприятие, которое любят приводить в пример, как образец того, что есть у нас ещё в регионе производство. Недавно оно было выкуплено одной московской фирмой, которая сразу же начала внедрять различные новшества, призванные улучшить состояние руководства за счёт ухудшения состояния рабочих. В том числе, оборудовала транспорт навигаторами, чтобы не допустить использования его в личных целях водителя.
А зарплата у водителя, надо сказать, была далеко не московской. Что-то в районе 4-5 тысяч рублей. За полный рабочий день и даже сверх того - в пробках. В итоге, они уже несколько месяцев водителя ищут. И это при нынешней безработице, заметьте.
Приборами спутниковой навигации в Астрахани были оснащены автомашины МЧС, УВД, Красноярской и Володарской центральных районных больниц. По данным на март 2011 года, ГЛОНАСС используется в работе 19 пожарных машин и семи - УВД. Но развитие проекта в этом направлении на сегодняшний день заморожено, так как установленное оборудование не используется. Контроль за перемещением транспорта вызвал резкое неприятие у сотрудников перечисленных ведомств. Своё недовольство провалом проекта высказал председатель областного правительства К. Маркелов. «Многие привыкли использовать служебные машины в личных целях, а ГЛОНАСС позволяет это отследить и пресечь», - отметил глава правительства.
У нас готовы, что угодно вводить, но всё сведётся к одному – экономить будут, в первую очередь, на простых работниках, а не на себе. Как-то забывается, что в стоимость транспортных расходов входит не только топливо, но и транспортный налог со стоимостью самого транспортного средства. И ведь можно запросто уменьшить эти составляющие разом, перестав закупать автомобили очень высокого класса с мощными двигателями, заменив их хотя бы не на бюджетные модели, а на средние. И налог станет ощутимо меньше, и расход топлива и сами автомобили стоят намного дешевле.
Но разве ж чиновники на это пойдут? Они об экономии могут только говорить, а вот служебные иномарки ни на что другое не променяют, даже на такие же иномарки классом пониже. Если водитель на обед домой на автобусе поедет – будет экономия, а если «Лексус» на «Тойоту» поменять – то ущерб.
Доходит до абсурда. Руководитель одного подразделения крупной компании в Астрахани ездит на служебном отечественном автомобиле, а вот чиновники даже относительно низкого уровня обеспечены транспортом минимум в два раза более дорогим. Зато других экономить активно призывают именно чиновники.
Есть во внедрении ГЛОНАСС и положительные моменты. С помощью подобных систем можно следить за заторами в городе, позволяя водителям узнавать ситуацию на дорогах и объезжать проблемные места. Можно регулировать движение общественного транспорта. Можно проектировать целые автоматизированные системы, способные без участия человека делать самые неожиданные вещи. В общем, можно практически что угодно. И жаль, что у некоторых людей фантазия упирается лишь в мысль о тотальном контроле.
Пётр Белёв,
"Факт и компромат" № 9, 01.04.11.