25 июня состоялось заседание Государственной Думы Астраханской области. Началось оно с вручения удостоверений мировым судьям. Документы получили судьи участков сельских районов: №1 Харабалинского – Е.О.Захарова, №1 Володарского - М.А. Сериков, №1 Икрянинского - Е.М. Шеина; №2 Красноярского – И.В.Омарова; и районов Астрахани: №3 Кировского – Е.А.Пигарева и №3 Ленинского - Т.В. Дегтярева.

Первым вопросом в повестке дня стояло рассмотрение во втором чтении проекта Закона Астраханской области “О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области”. Данный Закон устанавливает основные принципы и порядок осуществления стратегического планирования социально-экономического развития Астраханской области, а также определяет полномочия его участников. В первом чтении проект Закона был принят 28 мая 2009 года. В результате рассмотрения, статьи 1-4, 9-11, 13-14 были приняты в целом, без поправок, а к остальным статьям было принято 6 поправок. В итоге законопроект в целом был принят Государственной Думой Астраханской области и направлен Губернатору Астраханской области для подписания и официального опубликования.

Далее Государственная Дума Астраханской области рассмотрела проект Закона “Об исполнении областного бюджета за 2008 год” в первом чтении. Как сообщалось в пояснительной записке, за 2008 год доходы областного бюджета составили 28 266,4 млн. рублей или 93,8% к бюджетным назначениям; расходы составили 29 976,5 млн. рублей, или 92,2 % к бюджетным назначениям. Таким образом, дефицит областного бюджета составил 1 710,1 млн. рублей, при планируемом 2 374 млн. рублей.

Положительной стороной бюджета 2008 года стало то, что, несмотря на достаточно напряжённую экономическую обстановку в мире, расходы по отраслям социальной сферы в 2 раза превысили фактическое исполнение за 2006 год. Но, при этом, нельзя не отметить, что объём государственного долга Астраханской области за период январь-декабрь 2008 года увеличился на 3654,3 млн. рублей и по состоянию на 01.01.2009 года составил 7181,4 млн. рублей, что, правда, не превышает предельный размер государственного внутреннего долга. Однако, увеличение государственного долга практически в два раза, по сравнению с прошлым годом, заставляет задуматься об экономической ситуации в регионе.

В процессе рассмотрения проекта данного Закона, некоторыми депутатами было высказана озабоченность тем, что многие объекты капитального строительства, запланированные на 2008 год, были перенесены на 2009 год, причём авторы проекта Закона указали только общую стоимость перенесённых объектов, не указав конкретно, какие именно объекты и в каком количестве остались не построенными в 2008 году.

В результате рассмотрения, проект Закона “Об исполнении областного бюджета за 2008 год” был принят Государственной Думой Астраханской области в первом чтении.

Следующим вопросом в повестке дня стало рассмотрение отчёта об исполнении бюджета Астраханской области за первый квартал 2009 года. Основными направлениями деятельности Правительства Астраханской области по исполнению бюджета являлись: обеспечение полного финансирования первоочередных расходов бюджета Астраханской области (зарплата, социальные выплаты и т.п.), а также жесткий контроль за недопущением кредиторской задолженности по заработной плате и социальным выплатам, а также недопущение роста кредиторской задолженности по другим расходным обязательствам.

При рассмотрении данного отчёта подверглись критике некоторые моменты, связанные с тем, что авторы не дали возможности сравнения данных по бюджету, то есть, по некоторым положениям отчёта невозможно понять, как оценивать – положительно или отрицательно, приведённые в нём данные. Также вопросы со стороны депутатов вызвал тот факт, что Губернатор Астраханской области уже 6 месяцев не посещает заседания Государственной Думы Астраханской области.

За первый квартал 2009 года доходы областного бюджета выросли на 21%, но, при этом, расходы увеличились на 34 %. Наибольшее количество налогов собрано в Астрахани.

Следующие проекты законов рассматривались депутатами без докладов, поскольку были рассмотрены уже ранее. Первым таким проектом стал проект закона Астраханской области “Об исполнении бюджета Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год”. Закон был принят Думой во втором чтении. Далее, Государственная Дума предложила в первом чтении уточнения в параметры бюджета и перечень получателей средств на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. Доходы Фонда увеличились, по сравнению с прошлым годом, однако, норматив на финансирование медицинской помощи в рамках территориальной программы составит лишь 2622,3 руб. и, тем самым, продолжит оставаться ниже федерального норматива, который составляет 4059,6 руб, на 36,4 %.

Затем Государственная Дума Астраханской области приняла в первом чтении проект закона Астраханской области “О предоставлении государственных гарантий Астраханской области”. В данном законопроекте предусмотрено снижение объёма залогового обеспечения со 120 % до 100 %, что повысит общую доступность государственной поддержки для предприятий и организаций Астраханской области.

Также был принят во втором чтении закон “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области по поддержке сельскохозяйственного производства”. Среди новых полномочий у сельских районов - обеспечение доступности кредитов для фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, развитие производства и переработки продукции животноводства и растениеводства, страхование рисков. Всё это поможет поддержать сельскую экономику, что, вместе с предыдущим законопроектом, особенно актуально в текущем году, который был объявлен годом села.

В связи с ежегодным ростом тарифов, во втором чтении был принят закон “О внесении изменения в Закон Астраханской области “О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг”. В среднем, по Астраханской области, на 01.01.2009 года фактический рост тарифов составляет 110,4 %, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в том числе, увеличились тарифы на электроэнергию (на 27 %), сетевой газ на бытовые нужды (на 18 %), горячее водоснабжение (на 18,8 %), отопление (на 2,85 %), а также водоснабжение и водоотведение (на 15,7 %). Тариф на содержание жилья остался таким же, как и в прошлом году.

С 1 июля 2009 года признаны утратившими силу законы Астраханской области, содержащие нормы, устанавливающие ограничения деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Астраханской области, в связи с тем, что данные нормы полностью урегулированы Федеральным законом. Таким образом, на территории Астраханской области с 1 июля 2009 года не останется игорных заведений, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, условия деятельности которых также регулируются федеральными нормативными правовыми актами.

Далее депутаты рассмотрели ещё несколько вопросов повестки дня, затем был проведён правительственный час на тему “О мерах государственной и социальной поддержки населения в условиях мирового финансового кризиса”, на котором выступил участвующий в заседании Государственной Думы Астраханской области Константин Алексеевич Маркелов.

Вадим Окороков,

"Факт и компромат" №20 от 02.07.09.