Интересное у нас в Астраханской области «кино» получается. Когда мало во время половодья воды, кричим: караул! Помогите! Помощь, естественно, просим, в первую очередь, финансовую.
Она, мол, необходима на покрытие возросших расходов. Земледельцы, мол, потеряли на выращивании урожая значительно больше, чем рассчитывали. Вот, мол, дорогое государство, и помогай своим кормильцам-поильцам.
Здесь я имею в виду производство овощей, бахчевых, зерна и много чего ещё съестного. А вот под питьём я понимаю молоко, которое дают коровы и прочая живность. В том числе лошади, верблюды, козы и даже овцы. И государство раскошеливается. А куда деваться? В беде оказались кормильцы-поильцы. Надо помогать. Помогать основательно. И помогает, выделяя в виде субсидий, кредитов, инвестиций и иного рода финансовой поддержки.
Последние пять-шесть лет в регионе ощущалось маловодье текущий год в маловодный я не зачисляю. Воды во время нынешнего половодья было больше, чем в несколько прежних лет. Подсчитывать, сколько государство вложило в сельское хозяйство Астраханской области за годы маловодья, не буду, чтобы не ошибиться. Но одно знаю точно – много. И исчисляется эта сумма не в миллионах рублей, а в миллиардах. И, надо полагать, не зря. Отдача была значительной. Земледельцы ответили хорошими урожаями, особенно в два последних года, когда в народную продовольственную корзину было положено более одного миллиона астраханской овощебахчевой продукции. Об урожае нынешнего года загадывать не буду. Он, урожай, только ещё формируется. И о том, что он будет меньше двух последних лет, просто думать не хочу. Условия для хорошего урожая вроде бы неплохие. А главное – воды во время половодья было больше. Стало быть, все водные хранилища, озёра, ильмени, реки и речушки были должны водой насытиться, получить её в достаточном объёме. Во всяком случае, вполне достаточном для получения хорошего урожая. А коль воды было больше, чем, скажем, в 2011 и 2012 годах, она должна быть дешевле. А коль дешевле, значит, выгоднее для земледельцев. Ведь вода – это залог урожая. А дешёвая вода – залог снижения финансовой нагрузки на полив плантаций. Но вот парадокс: воды больше, а её стоимость выше, чем в тех же 2011 и 2012 гг., когда её было меньше.
В этом году астраханским аграриям вода для поливных целей будет обходиться в два раза дороже. А, к примеру, сельские парламентарии уверяют, что с учётом усечённого норматива потребления она может подорожать даже втрое. Что может привести к нежелательным последствиям. Специалисты предсказывают: к концу года многие фермеры могут оказаться в должниках. И какой же вывод делают? А вывод известен: государство должно помочь субсидиями.
Как же так? Мало воды – государство, раскошеливайся. Много воды – государству нужно опять раскошеливаться. Получается, как в том фильме: белые приходят – грабят, красные приходят – тоже грабят…. Особенно заметным подорожание воды оказывается для фермеров, у которых нет собственных насосных станций.
Почему же дорожает вода? Как считают в комитете по аграрной политике в облдуме, это результат нового порядка оплаты оказания услуг федеральным государственным бюджетным мелиоративным учреждениям, утверждённым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. И вот что получается на деле. Если раньше на один гектар картофеля отпускалось 7800 кубометров воды, то теперь, по новым правилам, подача воды составляет 4300 кубометров. Ещё хуже положение с лимитом на полив лука. Раньше давали на гектар 8200 кубов, теперь полагается всего 3500. В итоге по районам области с налогом на добавленную стоимость полив одного гектара плантаций варьируется от 7,5 до 10,5 тысячи рублей в месяц. Так вот водоснабжающая организация «Астраханмелиоводстрой» получает неоправданно высокую прибыль. И не удивительно, что фермеры и другие сельхозпроизводители региона рассчитывают на существенные субсидии. В «Астраханмелиоводстрое» заявляют, что помогут земледельцам и уже, якобы, помогают и идут на уступки. Для выполнения государственного задания им выделено из бюджета 273 миллиона рублей. А всего на госзадание должно быть затрачено 433 миллиона рублей. недостающие 160 миллионов ложатся на плечи фермеров. А это, в общем-то, непростая задача. И у фермеров остаётся только один выход: повышать цену на выращенную продукцию. И увеличиться цена может значительно.
В конце прошлого года овощи продавались довольно дорого. А вот картофель оценивался недорого. В этом году подпрыгнет цена и на овощебахчевые культуры, и на картофель – хоть к гадалке не ходи….
Цена продукции зависит не только от стоимости воды, но и от других затрат. В том числе от стоимости топлива, запчастей, электричества. Чтобы хоть как-то облегчить положение, некоторые фермеры отказываются от услуг мелиораторов и устанавливают собственные насосные станции. Это, по их мнению, обойдётся дешевле. Станции, конечно, можно поставить, но этим вряд ли облегчить общее финансовое положение. Ведь кроме воды нужно платить за электричество, топливо, запчасти, семена, химикаты, технику и за многое другое. А это тоже не простое дело. И тоже очень дорогое. Так что и тем, кто пользуется водой «Астраханмелиоводстроя», и тем, кто не пользуется, придётся нелегко. И я не удивлюсь, если в конце сезона некоторые из них окажутся в банкротах.
Борис Касаткин,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 25 (534), 05.07.2013 г.