В Астраханской области наблюдается неравномерность по качеству обеспечения водой. Больше половины сёл имеют только технический водопровод, а десятая часть водопровода и вовсе не имеет. Существующие водопроводы находятся в очень плохом состоянии, десятая часть коммуникаций вообще имеет предельный износ. Наблюдается бактериологическое и токсическое загрязнение воды, обусловленное, в частности, сбросом неочищенных промышленных стоков в Волгу. Об остроте этой проблемы красноречиво говорит тот факт, что в нашей области уровень заболеваемости желудочно-кишечными инфекциями выше среднероссийского на 18 процентов. Ещё одной проблемой нашего водоснабжения является периодическое затопление сёл, многие из которых не имеют канализации и, соответственно, используют выгребные ямы, которые затапливаются, а их содержимое попадает в воду. Эту воду пьют люди. Примерно тоже самое происходит и под землёй из-за характерного для нашей области высокого уровня грунтовых вод.

В связи с этим заместителем областного министра экономического развития Э. Полянской на заседании правительства во вторник было предложено участвовать в федеральной программе «Чистая вода», в результате которой реализовать строительство новой инфраструктуры с применением передовых технологий. По мнению Полянской, их применение будет стимулировать производство инновационного отечественного оборудования. Но берут сомнения и тревожат предчувствия, что никакого отечественного оборудования на самом деле и не предвидится. Опыт показывает, что в итоге установленным оказывается иностранное оборудование.

После обнадеживающих обещаний Полянской, вдруг стало известно, что программа в данный момент рассчитана на участие в федеральном конкурсе, то есть на самый оптимистичный исход. Иными словами, всё сделано для того, чтобы за счёт масштабности планов иметь больше шансов получить федеральное финансирование. В реальности же, скорее всего, программа будет урезана.

Для питья в сёлах используется в лучшем случае 10% воды, особенно в жаркую погоду. Остальное используется на полив и прочие нужды. В связи с этим присутствовавший на заседании зам председателя облдумы Яков Винокуров задал вопрос: так ли нужно в каждый дом подводить именно водопровод с питьевой водой? Ведь она недёшева, а использовать очищенную воду в основном для полива совершенно невыгодно. Он предложил не подводить к каждому потребителю уже отфильтрованную воду, а ставить фильтры непосредственно на местах. - - Однако, так уже пытались делать и столкнулись с проблемой, в особенности с непониманием со стороны населения, которое продолжало требовать питьевую воду именно в водопроводе, - стал сетовать на трудности председатель правительства Маркелов.

Вызывает удивление, почему члены правительства вдруг строят из себя белых и пушистых, не могущих ничего сделать без одобрения населения? Когда тарифы повышают, то население в связи с этим не спрашивают, а тут ощутимая экономическая выгода для самих сельчан – и все затруднения списываются на само население. Что-то тут не так… Да и одобрение населения получить не очень-то трудно, что красноречиво показывает многочисленный опыт выборов в ту же областную думу. Или у нас как вести людей голосовать за нужного кандидата – это запросто, а объяснить достоинства хорошей водопроводной системы – невыполнимая задача? Тут либо система с изъянами, либо кому-то невыгодна установка фильтров непосредственно в домах, а не на водоочистных сооружениях.

Винокуров также предложил, что не обязательно строить везде централизованный водопровод, так как сейчас появилась возможность ставить артезианские скважины прямо на местах, что тоже позволит существенно уменьшить расходы. Кроме того, многие населённые пункты у нас и вовсе находятся на берегу рек, соответственно иногда проще ставить локальные водозаборы, чем вести водопровод на десятки километров.

Тут, конечно, проблема многогранная и споры о том, что лучше – централизация или децентрализация, продолжаются уже очень давно и не только в области водоснабжения. С одной стороны, кажется вполне логичным, что если длинной ветки водопровода не будет, то, соответственно, отпадают затраты на её постройку и обслуживание, уменьшается угроза отключения воды у большого числа потребителей в случае аварии. Однако при таком раскладе существуют свои минусы, в частности, фильтровать воду всё-таки дешевле на крупных водозаборах. Хотя, если речь будет идти о техническом водопроводе – строительство небольших водозаборов вполне оправдано, так что тут нужен индивидуальный подход к каждому населённому пункту.

Поговорив о воде, члены правительства стали слушать министра образования и науки Виталия Гутмана о развитии системы организации школьного питания. Гутман сразу подчеркнул, что это пока всего лишь концепция, в случае принятия которой уже будет разрабатываться сама программа, необходимость в которой возникла в связи с прекращением действия федеральной программы.

Как обычно всё у нас делается рывками. Накормить детей – это такая сложнейшая задача, для решения которой надо принять целую программу, а перед этим ещё и спланировать концепцию. При этом, нужно не забыть потратить кучу денег, а потом облажаться и начать всё заново. А тем временем вырастут новые поколения с гастритом.

Тем временем, без всякой помощи чиновников, количество детей с гастроэнтерологическими заболеваниями пусть медленно, но уменьшается. Население свою проблему привычно решает само. Между тем, в школьных столовых устаревшая материальная база. 4% столовых нуждаются в капитальном ремонте, в 18% школ вообще нет пищеблоков!

Оставив проблемы с питанием, правительство переключилось на допризывную подготовку астраханской молодёжи. После долгой речи руководителя агентства по делам молодёжи Максима Резакова, в основном состоявшей из чисто формальных высказываний, раздался вопрос Винокурова, суть которого состояла в том, что допризывная подготовка молодёжи производилась и ранее, соответственно, чем же отличается предлагаемая подготовка? Ответ Резакова был прост: ничем. Просто действие старой программы закончилось, соответственно, нужно принять новый документ.

Замечание у Винокурова вызвал и тот факт, что в качестве организаций, осуществляющих допризывную подготовку, указаны и районные отделения «РОСТО (ДОСААФ)», в частности, отделение по Икрянинскому району, где РОСТО занимается исключительно подготовкой водителей малых судов и автотранспорта. Соответственно, подготовка к армии тут вообще ни при чём.

Не удержался от реплики и Гутман, по мнению которого, документ необходим для проведения допризывной подготовки на законных основаниях. Сама подготовка всё-таки несколько изменилась в связи с уменьшением срока службы в армии, так как служащие не успевают нормально подготовиться за год. Кроме этого, министр образования не стал скрывать, что в данный момент «РОСТО-ДОСААФ» занимается в основном коммерческой деятельностью, а не допризывной подготовкой.

В итоге обсуждение по-обычному скатилось к итоговой утопии. Было предложено восстановить в школах предмет – «Начальная военная подготовка» со всеми атрибутами, то есть, стрелковыми тирами, полосами препятствий…

Одной из школ, в своё время, на вопросы о восстановлении стрелкового тира отвечали, что главной проблемой является не закупка оружия, а его хранение. То есть, никто не может обеспечить школе хранение оружия, даже если школа сама его купит. Ведь для этого нужна масса разрешительных документов, с которыми никто помогать не собирался.

Интересно было слушать, как К. А. Маркелов указывал на изъяны в соседнем регионе, мол, у нас ещё не всё окончательно развалено, как, например, в Волгоградской области, где дела обстоят ещё хуже. Но зная, какая ситуация у нас, и открытой информации о Волгограде, верится в это с трудом.

Артём Хорьков,

"Факт и компромат" №7, 19.03.10.