Для начала простая задачка. Из пункта А в пункт Б отправился вагон с ценным грузом. Товар не закрыли, и вагон оказался дырявым. К месту назначения он пришел полупустым. Кто оплатит потери?

А теперь представим себе путь другого товара - тепла, воды или электроэнергии - к жителю Астрахани по существующим сегодня коммуникациям. Особенно по нашим теплоцентралям. О состоянии этих труб и о том, что почти все они лежат в подпочвенной воде – известно всем.

Но никто не знает, сколько миллиардов теплокалорий ежегодно уходит на подогрев грунтовых вод. Вот основная составляющая возможного коммунального взрыва.

И если локальные потери - худые двери, разбитые стекла в подъездах старых домов, никудышная теплоизоляция зданий и т.д. уже нашли себе «спонсора» - жильцов квартир (в виде «общедомовых расходов»), то признать огромные транспортные потери не хочет никто. Прич

ём, одни бояться разориться, а другие просто не в состоянии оплатить. Это тлеющий запал жилищно-коммунальной бомбы.

Так кто же виноват?

О тепловых коммуникациях и кто их закопал, говорить бессмысленно: трубы проложены давно (кстати, уровень грунтовых вод был другим), и они свое отработали.

Слишком задирают высокие цены на услуги ЖКХ? Возможно. Но регулировать тарифы вручную, заморозив их, крайне опасно: управляющие компании просто обанкротятся, а минимальный определенный уровень роста в 6% (меньше реальной инфляции) не даст возможности вкладывать хоть какие-то средства в катастрофически обветшалые коммуникации. Коммунальная инфраструктура в стране изношена только по официальным данным на 70%. В среднем ее износ в Астраханской области составляет около 80% (от 60 до 100%).

Так в чём тогда виноваты жилищно-коммунальные враги народа? А именно так их уже называют в телевизоре и регулярно клеймят позором руководители страны. Я, как и многие, каждый раз с тревогой вынимаю из ящика платежку с очередным сюрпризом. Это крайне неприятно, но разберёмся без эмоций.

Управляющие компании (УК) собирают деньги с жильцов и приобретают на них тепло, воду, электроэнергию и т.д. Эти услуги предоставляют им всё те же монополисты – ресурсоснабжающие организации: ТЭЦ, тепло-водораспределяющие компании, электросети. Представим себе безукоризненное (только для примера), состояние этого сектора рынка ЖКХ: никто не ворует, не накручивает тарифы и даже уменьшили себе зарплату. От всего этого мало что поменяется. Цену на поставляемый ресурс: тепло, воду, свет - устанавливают не управляющие, а ресурсоснабжающие компании. УК не только не в состоянии изменить эти тарифы, они не могут их даже проконтролировать. И это правильно, государство не должно вмешиваться в ценообразование реформированного ЖКХ. Но если оно действительно реформировано и в нём сложился конкурентный рынок. Если бы рынок сложился.

Сейчас как: поставщик купил топливо, нагрел воду и подал потребителю. А потребитель теперь поставил счетчик и хочет платить только за использованное тепло. А кто оплатит подогрев грунтовых вод? Заложить все потери в тарифы? Частично они там давно.

А по условиям реального рынка платить за всё должны владельцы домов и квартир - конечные потребители услуг ЖКХ, то есть мы с вами. А чтобы дышащее на ладан ЖКХ окончательно не развалилось, платить надо всё больше и больше. Но это в принципе невозможно, учитывая уровень доходов большинства как астраханцев, так и всех россиян.

Выход один: государство обязано помочь через систему адресных субсидий тем гражданам, которые сами не в состоянии оплатить высокие тарифы - пенсионерам, малообеспеченным. Что, в общем-то и делается, со скрипом и проволочками. Это знакомый бюрократический тупичок: советско-российская контора замордует каждого, кто обратится за помощью. Но эту преграду придется преодолеть, поскольку адресная дотация - единственная возможность сдерживать растущее напряжение в ЖКХ.

Что делать?

Выход из тупика есть: необходимо срочно приступать к поэтапной ликвидации крайне расточительной и коррупционноёмкой (свежий пример в Санкт-Петербурге) системы транспортировки горячей воды по городу. Никакой планово–мошеннической замены участков теплосетей (кроме аварийных). Все средства должны аккумулироваться и направляться исключительно на радикальную модернизацию систем теплоснабжения.

В цивилизованном мире уже давно широко используются автономные системы тепло и горячего водоснабжения: квартальные, домовые и даже квартирные. А это значит, что вода нагревается (квартира обогревается) тогда, когда нужно, и насколько необходимо. Квартирные системы особенно эффективны и экономичны. Об экологии и говорить нечего. Что же мешает предотвратить коммунальный конфликт? Деньги у государства есть. Почему не устранить до конца в России хоть эту беду: адресная реконструкция «домашних» теплосетей не позволит разворовать инвестиции, появятся обещанные миллионы рабочих мест.

Вроде бы ничего нового не сказано и всё всем давно известно. В таком случае, почему каждый день гигантский подземный теплоообменник продолжает пожирать миллионы калорий (рублей), а телевизор – регулярно распекать и снимать с должностей особенно неосторожных жэкэхашников. Ведь проблема очень серьезная и она не рассосется сама собой. В Болгарии «бомба ЖКХ» уже взорвалась, сменив власть в лице правительства…

Ник. Васильев,

"Факт и компромат" № 10, 15.03.2013 г.