Астраханское УФАС дало согласие на реорганизацию единственного в области государственного автотранспортного предприятия "ПАТП-3" путем присоединения к нему казенного предприятия "Астраханьтрансавто", больше известного как астраханский автовокзал. Однако сделка состоится с рядом существенных для двух хозяйствующих субъектов условий.
Частные перевозчики надеются на сотрудничество с новой госкомпанией, хотя не вполне уверены, что их права будут защищены. По мнению некоторых экспертов, конкуренцию на рынке помогло бы сохранить акционирование предприятия.
Инициатива слияния двух автотранспортных предприятий региона принадлежала областному правительству. Чиновники надеются, что реорганизация повысит рентабельность двух убыточных предприятий. ГП АО "ПАТП-3" осуществляет как пригородные, так и междугородные и международные маршруты. Казенное предприятие "АстраханьТрансавто" также занималось предоставлением услуг городских, пригородных, межобластных и междугородных перевозок, а также услуг автовокзала для пассажиров с кассовой продажей билетов. Кроме того, астраханский автовокзал обслуживал транспортную инфраструктуру в составе автостанций и автопавильонов.
Против слияния выступали частные автоперевозчики. Они опасаются, что вновь образованное предприятие поставит их в неравные конкурентные условия с государственными перевозчиками. Кроме того, после слияния предприятие будет осуществлять несколько функций: заниматься организацией автоперевозок и контролировать деятельность перевозчиков. Перевозчики считают, что им придется отчислять больший процент от пользования инфраструктурой и что повысится стоимость выдаваемых путевок. В результате может вырасти плата за проезд.
По закону "О защите конкуренции" сделка могла осуществиться только под контролем антимонопольного органа. Как пояснил руководитель Астраханского УФАС Николай Меркулов, анализ представленных правительством области и хозяйствующими субъектами документов дал основание для выдачи положительного решения в пользу слияния, правда с рядом существенных условий. "Выставленные участникам сделки обязательные требования поддержат и сохранят конкурентные взаимоотношения на рынке автоперевозок", - считает Н. Меркулов.
Так, "ПАТП-3" обязали вести раздельный учет затрат по осуществлению перевозок и деятельности по оказанию услуг автовокзала, чтобы исключить возможность внутреннего перекрестного субсидирования, которое может в том числе негативно отразиться на тарифной политике.
Кроме того, "ПАТП-3" должно будет разработать и согласовать с Астраханским УФАС типовой договор на пользование объектами транспортной инфраструктуры и оказание услуг по обслуживанию пассажиров. Новый договор будет един для всех автоперевозчиков и не должен ставить кого-либо из участников рынка, в том числе и само ПАТП № 3, в более выгодные условия. Кстати, по словам Н. Меркулова, предприятие уже подготовило удовлетворивший УФАС типовой договор, с которым ознакомлены и частные автоперевозчики.
Антимонопольное ведомство учло и требование частных автоперевозчиков относительно ведения новым предприятием взаиморасчетов с ними и потребовало установить порядок, исключающий возможность списания выручки от реализации билетов в пользу третьих лиц.
Региональная ассоциация автотранспортников ("РАСА"), защищающая интересы частных автоперевозчиков, настроена на сотрудничество с новой компанией, ведь работать все равно придется вместе, хотя у перевозчиков есть сомнения в том, что их права будут соблюдены. О том, что сделка одобрена в УФАС, в ассоциации слышали, но, как сказал вице-президент "РАСА" Дамир Булатов, типового договора участники ассоциации пока не видели.
Что касается создания новой контролирующей автоперевозчиков структуры, то, как заметили в "РАСА", "проверяющих и так слишком много, куда же их еще плодить". Та же контрольно-ревизионная служба (КРС), существовавшая в рамках "АстраханьТрансавто", вызывала немало нареканий у автоперевозчиков ввиду, по словам Д. Булатова, абсурдности некоторых ее претензий.
Что касается ведения отдельных счетов для "частников", то, по мнению президента регионального отделения "РАСА" Елены Ращепкиной, они не спасут заработанные деньги в там случае, если счета предприятия будут заморожены. В "РАСА" наслышаны о миллионных долгах "ПАТП-3" и опасаются за свои деньги.
По мнению члена совета Ассоциации автовладельцев Астраханской области, исполнительного директора ОАО "Таксомоторный парк" Алексея Макеева, решение УФАС создаст определенный барьер нарушению конкуренции на рынке, однако спасти положение могло бы лишь акционирование автовокзала с доступом к нему участников рынка автоперевозок. Так, по его словам, поступили в других регионах России. "Нужно уходить от госуправления, которое доказало свою неэффективность, тем более в тех случаях, когда речь идет о предоставлении услуг", - сказал Алексей Макеев.
Ольга Митрофанова,
"Астраханские ведомости" №26 от 10.07.09.