Чудеса какие-то происходят: на улице декабрь, а Волга-матушка заливает берега - как бывает только весной. Осенне-зимний паводок – явление довольно редкое. Однако он в Низовьях Волги наблюдался уже несколько раз. Вот и в этом году на исходе осени стало затапливать берега. По воду уходят огромные площади. Представляет ли осенне-зимний паводок опасность для населения и окружающей среды?
По данным МЧС страны, вода затопила уже несколько населённых пунктов в верхнем течении Волги. В свою очередь синоптики нетипичный и довольно редкий подъём воды в главной русской реке и её притоках объясняют проливными дождями, а также таянием выпавшего в значительных количествах снега.
Весенние паводки – явление типичные, предсказуемые. К ним готовятся. С ними научились бороться. А вот с осенне-зимними подтоплениями бороться ещё не научились. И главным образом, из-за непредсказуемости. Большую осенне-зимнюю воду попросту не знают, куда девать. Дело в том, что при подготовке к зимнему периоду резервуары и ёмкости волжских ГЭС заполняют, как правило, под завязку. Мало ли что может произойти за долгие зимние месяцы? Поэтому и спускают «лишнюю» воду, чтобы не случилось беды.
Осенне-зимние паводки происходят довольно редко. Однако они происходят. По данным ОАО «Русгидро», полезный объём водохранилищ Волжско-Камского каскада в ноябре превысил на 36 процентов среднемноголетнее значение. На Углическом и Нижегородском гидроузлах приток воды оказался выше пропускной способности турбины гидростанций. Поэтому воду пришлось сбрасывать, чтобы соблюсти режим, установленный Росводресурсами. Для чего были открыты водосливные плотины. Судя по тому, что снега в этом году в данный момент в центральной России и в прилегающих к Волге регионах много, плотины будут спускать избыток воды ещё много раз.
Капризничать стала природа. Глядя на неё, капризничает и матушка-Волга. И виноваты в этом мы, люди, ради достижения поставленных целей хотим подчинить себе и природу, и нашу гордость и красавицу Волгу.
С природой шутки плохи. Я вспоминаю, как капризничал штормовой Каспий, когда люди хотели безоговорочно подчинить его своей воле. Отвечая на это, он то вырывался из своих границ, то возвращался назад. И даже отступал за свои многовековые границы.
Немного недавней истории. Начиная с 1978 года уровень Каспийского моря стал резко подниматься и отвоёвывать вокруг себя всё новые и новые территории. Было отмечено несколько случаев затопления низменных мест солёными водами в Азербайджане, Дагестане, Туркмении, Калмыкии и Астраханской области. По тогдашним прогнозам учёных-гидрологов, к 2030 году уровень Каспия должен подняться на пять-семь метров. В связи с этим Астраханская область сократится чуть ли не на одну треть.
А в общем-то поведение Каспия непредсказуемо. С 1978 по 1994 год уровень моря-озера вырос на два с половиной метра и затопил несколько островов на астраханском взморье. Калмыкия потеряла 60 гектаров пастбищ. А наводнения достигали насыпи железной дороги Астрахань-Кизляр. Это не мой вымысел. Об этом в 1994 году говорил заведующий экспедиционной базой института водных проблем РАН, кандидат географических наук П.И. Бухарицын. Тогда же Ленинградский гидропроектный институт совместно с институтом водных проблем стали заниматься прогнозом дальнейшего поведения Каспийского моря. Проведённые наблюдения и специальные замеры показали, что к 1995 году уровень Каспия может подняться на три метра, а к 2003 году Астрахань может стать приморским городом. И связано это могло быть с изменением климата Северного Каспия, возрастанием осадков в бассейне Волги.
В те годы Каспий действительно быстро наступал на сушу. Это, естественно, не могло не волновать учёных. И не только наших, российских, но и многих учёных с мировым именем. И не удивительно. Учёные прикаспийских стран призывали друг друга объединить усилия в борьбе с непредсказуемым Каспием, словно чувствуя, что Каспий может преподнести новые сюрпризы. И он преподнёс. Да ещё какой. Он стал быстро отступать. Последние четыре года снижение водных горизонтов несёт перевозчикам грузов по Каспию существенные убытки. При допустимой нормальной осадке судна 4,1-4,2 метра в портовых акваториях приходится снижать нагрузку, чтобы не сесть на мель. Как свидетельствуют специалисты, один сантиметр осадки – это 12,6 тонн груза. Чтобы не сесть на мель в Волго-Каспийском канале, где уровень особенно необходим, здесь проводятся постоянные дноуглубительные работы.
Каспий – не только штормовое море, но и море многонациональное. И не случайно, наверное, страны, примыкающие к его берегам, решили учредить специальный праздник – международный день Каспийского моря, который отмечается ежегодно 12 августа. Именно в этот день в 2006 году вступила в действие конвенция по защите его морской среды. Прикаспийские страны отмечают этот день на региональном и государственном уровне.
Волга – великая русская река, которая начинается тоненьким ручейком на Валдайской возвышенности и бежит, торопясь, к Каспийскому морю. Влияют ли её воды на его уровень? Думается, влияют. Не поэтому ли так часты морские колебания? Больше воды поступает – выше становится уровень Каспия. Меньше – уровень снижается. Когда-то Волга была широкой и многоводной. Теперь – всё наоборот. Вот и реагирует седой Каспий на эти колебания: то поднимаясь, то опускаясь. Так, видимо, будет и впредь. Впрочем, это только мои предположения.
Борис Волжский,
"Факт и компромат" № 45, 14.12.2012 г.