Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

ВОЛГА - НАША КОЛЫБЕЛЬ

02.01.2013 19:35

 

Много лет нас пугали тем, что красной рыбы в Волге не осталось. Так что смотреть на осетров, белуг и севрюг будем только в музеях. Дождались. Красной рыбы в Волге действительно мало. И хотя в Волге и на Каспии она совсем ещё не вывелась, самым правильным остаётся только одно: смотреть на неё на выставках в музейных залах, потому что в свободной продаже её особо не увидишь. Разве что у браконьеров, из-под полы или в редких дорогих магазинах, но в любом случае по заоблачным ценам.

Не тот теперь Каспий. Не та теперь Волга. Она стала мелкой, маловодной. Берега её замусорены, захламлены. Заросли тростником и тиной. Стыдно и грустно за людей, которые довели великую реку чуть ли не до сточной канавы. Стыдно мне за астраханцев, которые всегда трепетно относились к волжским берегам, считая их чуть ли не святыми.

Вспоминаю, какими они были чистыми в Стрелецком, где проходило моё детство. Не дай Бог, выбросить на берег что-нибудь со двора. Вас сразу бы прокляли. Все знали, что берег должен быть чистым. Только песок до самой воды – и больше ничего. А у воды лодки, моторки, баркасы, невода…. И больше ничего . поэтому, может быть, и была в Волге вода такой светлой и чистой, что можно было пить и не опасаться никакой болезни. И мы, мальчишки, живущие на волжских берегах, пили её прямо из ладоней. Черпали и пили.

Из Волги же бралась вода для бытовых и хозяйственных нужд. Без всякой очистки. Теперь не многие отважатся пить воду прямо из реки, потому что сразу же на больничной койке окажутся.

Помню времена, когда жизнь на Волге не смолкала ни днём, ни ночью. Пароходы, теплоходы, баржи всех типов бороздили речную гладь. Одни торопились с пассажирами, другие – с грузами, третьи – по производственным надобностям. О баркасах и мотолодках я уж не говорю. Этой мелкой водной «живности» было, пожалуй, столько же, сколько сейчас легковушек на городских улицах. Нет теперь всего этого. Словно мор какой-то случился, и всё вымерло. Тихо на Волге. Даже порой жутковато становится. Нет ни пароходов, ни теплоходов, ни барж – вечных трудяг. Изредка пронесётся шальная современная мотолодка. И всё стихнет надолго.

Неужели не оживёт Волга? Неужели не станет она такой же, как была прежде? Такой же, какой мы её любили и какой ещё помним?

С интересом я ознакомился на выставке «Суда на Волге», которая была открыта в одном из залов музея города. Двадцать моделей различных плавательных средств и судов представлено на стендах. Тех самых судов, которые плавали по Волге в XVIII-XX веках. Здесь же было показано оборудование, различные судовые приспособления, модели судов и художественные полотна. Здесь можно увидеть модели судов Петровской флотилии, которые посетили Астрахань в 1722 году.

Значительная часть экспозиции – это, естественно, суда, которые бороздили Волгу и Каспий два века назад. Тут и грузовые и пассажирские суда: парусные, колесные и винтовые. Даже представлен пожарный пароход «Астрахань», который построили финские судостроители в 1901 году. Однако он исполнял не только пожарные функции, но и мог колоть лёд, спасать в самых различных ситуациях людей. Ему даже пришлось тушить огромный пожар на одной из нефтебаз под Астраханью в 1942 году.

Военные суда типа «Морской охотник», модель которых показана на выставке, строили в нашем городе на судоверфи имени Кирова.

Кстати, судостроительных и судоремонтных заводов в Астрахани было несколько. Мне, например, в далёкой юности, после окончания ремесленного училища № 2 пришлось поработать на судоремзаводе «Рыбсудомотор». Принадлежность его можно определить даже по названию – предприятие, специализирующееся на ремонте судов для рыбной промышленности. В годы Великой Отечественной войны он, естественно, выполнял заказы для фронта. Спустя несколько лет завод был переименован и стал называться машиностроительный завод «Октябрь».

На выставке можно увидеть практически все суда, которые строили на астраханских верфях и заводах. Правда, в моделях. В частности, один из первых танкеров, научно-исследовательское судно «Почин», сейнер, пассажирский трамвайчик….

Отдельно хочется сказать о водных трамвайчиках. Когда-то они были самым востребованным транспортом для жителей пригородной части областного центра в летний период. На десятки маршрутов работали эти неприхотливые суда. Только до Карантинного ходили они через каждый час. И всегда были полными. Чуть ли не через час ходили до Шестнадцатого поста и до пионер лагеря. А в этом году, например, для дачников кое-как подготовили один трамвайчик. Да и тот частенько выходит из строя. И тогда люди гадают, как добраться до своих соток.

Куда же делись остальные? А их, видимо, порезали на металлолом или продали в частные руки. Зачем обременять государство лишними заботами? Проще продать или порезать на металлолом.

Спасибо людям, которые сохранили и показывают суда, плававшие в Нижнем Поволжье много лет назад, а теперь оказавшиеся «на приколе». Спасибо известным в Астраханской области судомоделистам: Азарову, Аронову, Мидонову, Рахмееву, которые выполнили точные копии судов. Посмотрел я на всё это и словно побывал в далёкой юности, на Волге, которую мы все так любили и которую теперь убиваем собственными руками.

Борис Касаткин,

"Факт и компромат" № 18, 25.06.11.

Загрузка...
comments powered by HyperComments