Анализ состояния законности и правопорядка в области, результатов работы органов прокуратуры, выявленных нарушений федерального и местного законодательства на фоне осложнения экономической ситуации позволяет выделить комплекс проблем, требующих пристального внимания органов государственной власти и управления.

Криминальная обстановка в регионе остается сложной. Правоохранительными органами области зарегистрировано 31496 преступлений. На состояние преступности повлиял, прежде всего, рост числа выявленных преступлений экономической направленности. В 2008 году такие преступления занимали 30,5 % (9616 преступлений) от общего их объема. Динамика составила +13,3 %.

Несмотря на некоторое сокращение общего количества зарегистрированных преступлений (-0,7%) в условиях экономической нестабильности угроза всплеска преступности сохраняется.

При снижении уровня краж, грабежей, разбойных нападений их удельный вес в общей массе совершенных преступлений остается достаточно высоким. Возрастает число мошенничеств.

Вместе с тем, правильная организация профилактических мер, в том числе широкая практика борьбы с превентивными преступлениями повлекла существенное снижение числа умышленных убийств (на 29,3 %), случаев причинения тяжкого вреда здоровью (на 29,3 %), в том числе со смертельным исходом - (на 26,9 %).

В минувшем году финансирование профилактических мероприятий из областного бюджета значительно увеличилось. На реализацию комплексной целевой программы «Профилактика правонарушений в Астраханской области» поступило 4,04 млн. рублей, по программе «Борьба с преступностью в Астраханской области» - 9,3 млн. рублей. Однако финансирование этих программ профилактики еще остается не полным.

При этом прокуратурой области в ходе проверки исполнения программных мероприятий установлено, что в конце года на лицевых счетах УВД по области, министерства образования и науки, агентства по делам молодежи оставались неизрасходованными выделенные им денежные средства.

В связи с окончанием финансового года и необходимостью возвращения денежных средств в бюджет, руководителям этих органов объявлены предостережения о недопустимости нарушений бюджетного законодательства, указано на обязательность использования выделенных средств в соответствии с целевым назначением.

Анализ состояния законности в сфере бюджетных отношений показывает, что объем нарушений, связанных с неправомерным распоряжением бюджетными средствами и их неэффективным использованием имеет устойчивую тенденцию к увеличению. В 2008 году прокурорами выявлено 1211 нарушений законодательства, что на четверть превышает показатели предыдущего периода.

Сложившаяся ситуация напрямую связана с увеличением объёмов бюджетного финансирования, в том числе на строительство объектов к празднованию 450-летия города Астрахани.

Прокурорами вскрывались нарушения бюджетного, градостроительного законодательства, а также законодательства о размещении заказов на поставку товаров для государственных нужд.

В ходе выполнения работ по реконструкции моста и улиц города МКП г. Астрахани «Дирекция по капитальному строительству» и подрядчиками при отсутствии законных оснований изменены существенные условия государственных контрактов. В ряде случаев государственные заказчики не принимали мер к взысканию неустойки за несвоевременное выполнение подрядчиками работ, что не способствовало своевременному завершению строительства юбилейных объектов.

Выявлены случаи завышения объёмов выполненных работ по реконструкции улиц города, а также при строительстве областного диагностического центра Александро-Мариинской клинической больницы.

Государственный контракт на проведение работ по реставрации здания-памятника федерального значения «башня Спасо-Преображенского монастыря», при отсутствии законных оснований, заключен директором ОГУ «ГНПУ «Наследие» без проведения торгов.

Многие из запланированных мероприятий остаются до настоящего времени незавершенными. В связи с этим в текущем году необходимо обеспечить контроль за целевым расходованием бюджетных средств, выделенных для строительства объектов в связи с празднованием юбилея города, а также надлежащее исполнение государственных контрактов и своевременную сдачу объектов в эксплуатацию.

При этом в организации работы необходимо учитывать, что нередко основными нарушителями бюджетного законодательства выступают органы местного самоуправления и главы муниципальных образований.

Нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт кровли жилых домов Камызякского района, послужило основанием для привлечения администрации района к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.

В отношении главы администрации МО «Федоровский сельсовет» Мордасова В.Ф. возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160, ч. 2 ст. 285 УК РФ. Основанием для возбуждения уголовного дела послужило принятие главой муниципалитета незаконного решения о сломе объекта муниципальной собственности, и присвоение денежных средств от реализации строительных материалов.

В сфере надзора за исполнением законодательства о государственном и муниципальном имуществе и приватизации прокурорами выявлено более 500 нарушений закона. Эти нарушения в основном связанны с ненадлежащим ведением реестров государственного и муниципального имущества, необоснованным предоставлением объектов государственной собственности в аренду, а также их отчуждением.

Вскрыты факты существенного занижения Территориальным управлением Росимущества по Астраханской области стоимости земельных участков, относящихся к объектам федеральной собственности, при продаже их частным лицам. В частности, в связи с продажей Росимуществом земельных участков кадастровой стоимостью в размере 43,4 млн. рублей предпринимателю Катаржиной Д.Г. за 3,6 млн, руб. прокурором области в Арбитражный суд направлено исковое заявление о признании данной сделки недействительной.

Нарушался порядок использования федеральной собственности. Так, ООО «УКА Астрахань» - арендатор нежилого помещения в центре города предоставлял его без согласия Росимущества в субаренду другим пользователям. Разница в арендных ставках использовалась для получения ежемесячной прибыли.

В условиях стрессовой ситуации для региональной экономики необходима любая поддержка малого и среднего предпринимательства.

Количество малых предприятий в области за последние годы увеличилось до 5412. Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствуют о его развитии преимущественно в сфере торговли, общественного питания, строительства, рыбодобычи, что обусловлено местными потребностями.

Содействие субъектам малого предпринимательства оказывалось в соответствии с отраслевой целевой программой «Государственная поддержка малого предпринимательства в Астраханской области на 2006-2008 годы», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 14.10.2005 №378-П.

Проверка исполнения указанной программы выявила недофинансирование программных мероприятий, что напрямую приводило к неисполнению программы; несвоевременное проведение экспертиз представленных малыми предприятиями инвестиционных проектов для получения государственной поддержки; отсутствие контроля со стороны министерства экономического развития области за целевым расходованием средств, выделенных малым предприятиям в ходе господдержки.

Развитию малых и средних предприятий сопутствовало увеличение и совершенствование правовой базы.

Вместе с тем, в 2008 году органами прокуратуры области опротестовано 32 незаконных нормативных правовых акта органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливавших административные барьеры в осуществлении предпринимательской деятельности.

Необходимо обеспечить ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов, в том числе, правовую регламентацию данного процесса, с целью создания условий для получения информации о муниципальных нормативных актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Решение данного вопроса актуально в силу принципа открытости и доступности для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, декларированного Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Существенные нарушения закона допускались государственными органами, обладающими контрольными и надзорными полномочиями. В практике контролирующих органов широко распространены нарушения положений законодательства о защите прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля, надзора, а также соответствующих административных регламентов. Распространена порочная практика проведения внеплановых проверок субъектов предпринимательской деятельности при отсутствии на то законных оснований. Не единичны случаи, когда контролирующими органами по результатам проверок не составлялись соответствующие акты. Допускалось проведение мероприятий по контролю в отсутствие представителей проверяемых юридических лиц или предпринимателей.

В частности, в инспекциях ФНС России по Советскому, Ленинскому и Наримановскому районам в постановлениях о проведении выездных налоговых проверок вместо конкретных объектов проверки содержались лишь наименование населенного пункта, а иногда и вовсе района, что позволяло инспекторам выбирать организации и предпринимателей для проверки по своему усмотрению.

Распространена практика проведения органами Роспотребнадзора внеплановых проверок субъектов предпринимательской деятельности при отсутствии законных оснований в связи с распоряжениями вышестоящих органов, письмами местных администраций. Вскрыты многочисленные факты необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства со стороны сотрудников милиции.

Выявленные нарушения послужили основанием для внесения прокурорами 120 представлений руководителям контролирующих органов и органов внутренних дел. По результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечены 38 должностных лиц.

В связи с вступлением в силу с 1 июля 2009 года Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым на органы государственного и муниципального контроля возлагается обязанность по согласованию всех внеплановых проверок с органами прокуратуры, необходимо обеспечить соблюдение этого требования всеми указанными органами.

До настоящего времени наиболее негативное воздействие субъекты предпринимательства испытывают от проявлений коррупции.

В отношении начальника управления по развитию потребительского рынка администрации г. Астрахани Измайлова Э.И. и начальника отдела этого управления Легковской О.Н. возбуждено уголовное дело по фактам вымогательства взяток с предпринимателей за выдачу лицензий на розничную реализацию алкогольной продукции, согласование иных документов.

Возбуждены уголовные дела в отношении лиц, занимавших руководящие должности в муниципальных унитарных предприятиях г. Астрахани «Колос», «Недвижимость», в связи с вымогательством у предпринимателей денежных средств за беспрепятственное осуществление предпринимательской деятельности и возможность дальнейшей аренды помещений, находящихся в хозяйственном ведении предприятия.

В настоящее время по уголовным делам проводится расследование.

Осложняют реализацию государственной политики по противодействию коррупции в органах власти ошибки кадровой политики.

Ограничения, установленные для гражданской и муниципальной службы, соблюдаются не всегда. Выявлялись факты совмещения должностей государственной службы с участием в коммерческой организации.

Так, прокуратурой области выявлено совмещение Косульниковой Л.Д. должности начальника отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории управления Роспотребнадзора по области с участием в качестве учредителя ООО ПКФ "Агентская фирма "Флот".

Аналогичная ситуация сложилась с начальником Приволжского отдела управления Росрегистрации по области Третьяковой О.А., которая являлась учредителем ООО "Астраханская продовольственная компания". В ходе прокурорских проверок Косульникова Л.Д. и Третьякова О.А. добровольно вышли из состава учредителей коммерческих организаций.

В адрес главы муниципального образования "Город Ахтубинск" внесено преставление по факту замещения Цивильским С.М. должности начальника отдела администрации г.Ахтубинск по вопросам имущественных отношений и землепользования при наличии непогашенной судимости и в отсутствие высшего профессионального образования (обязательного квалификационного требования к данной должности).

Требуется принятие мер по приведению в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" регионального законодательства, регламентирующего данную сферу правоотношений, принятого до вступления в силу федерального закона.

Прокуратурой области постоянно осуществляется надзор за поступлением обязательных платежей в бюджетную систему России и государственные внебюджетные фонды.

Несмотря на кризис финансовых отношений, удалось не допустить рост недоимки по налогам и сборам и удержать ее на уровне 2007 года - 619 млн. рублей. Деятельность налоговых органов, в том числе благодаря принятым мерам прокурорского реагирования, активизировалась.

Тем не менее, в ходе проверок прокуроры выявляют неединичные случаи пропуска сроков исковой давности для обращения в суд, что исключало возможность погашения задолженности по налогам. По этой причине прокуратура взяла на себя несвойственные ей функции по предъявлению таких исков в суд. Судами рассмотрено 6315 исков прокуроров, в результате исполнения вынесенных по ним решений погашена недоимка на сумму свыше 8 млн. рублей.

В ходе проверок налоговых инспекций прокурорами выявлялись нарушения, связанные с повторным списанием задолженности по обязательным платежам; несвоевременной приостановкой операций по счетам налогоплательщиков; нарушением сроков направления материалов в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел; нарушением порядка привлечения налогоплательщиков к налоговой и административной ответственности и иные нарушения.

Продолжают иметь место факты принятия незаконных правовых актов в сфере налогообложения. Прокурорами опротестовано 40 таких актов.

Прокуратурой области вскрыты факты уклонения от уплаты налогов путем направления руководителями муниципальных и коммерческих предприятий денежных средств, за счет которых должно было производиться погашение недоимки, на выплату премиальных и осуществления взаиморасчетов через третьих лиц, минуя расчетные счета предприятия, на которые налоговыми органами выставлены инкассовые поручения. Пресечены факты налоговых нарушений, содержащих признаки уголовно-наказуемых деяний, на общую сумму более 20 млн. рублей. По данным фактам по инициативе прокуратуры области возбуждено 6 уголовных дел по статьям 199.1, 199.2 УК РФ.

Финансовый кризис оказал негативное влияние на денежную стабильность многих предприятий региона, работающих по контрактам с зарубежными и российскими партнерами. Вместе с тем, на конец года, в том числе и мерами прокурорского реагирования, удалось приостановить рост задолженности по заработной плате, наблюдавшийся на протяжении последнего квартала 2008 года. Задолженность по заработной плате на территории региона на 1 января 2009 года составила 3 млн. рублей.

Вместе с тем, причина образования задолженности остается прежней - финансовые трудности предприятий и пассивность руководителей в их преодолении.

К недобросовестным работодателям применялся весь комплекс мер прокурорского реагирования: внесено 294 представления об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 52 лица, опротестован 31 незаконный акт. По постановлениям прокуроров 230 работодателей привлечены к административной ответственности за невыплату заработной платы. В отношении 7 руководителей возбуждены уголовные дела.

В частности, по инициативе прокуратуры возбуждено уголовное дело в отношении руководителя Государственного предприятия Астраханской области «Астраханский морской рыбный порт» Косарева О.И., на которое во втором полугодии 2008 года приходилась половина всех долгов по зарплате в области.

Во избежание в условиях экономического кризиса возникновения и роста задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы требуется принятие реальных мер по надлежащему финансированию бюджетных организаций.

Наиболее актуален этот вопрос для предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Органами прокуратуры в 2008 году особое внимание уделялось проблемам исполнения законодательства о тарифном регулировании.

Прокуратурой области опротестован административный регламент службы по тарифам Астраханской области, которым руководитель службы наделялся не обязанностью, а правом на внесение предписаний, содержащих требования о прекращении нарушений законодательства в сфере тарифного регулирования.

Вскрыты факты ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления полномочий по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения муниципалитетов.

Администрациями муниципальных образований практически повсеместно нарушались сроки принятия тарифов. В десяти муниципальных образованиях Харабалинского района нормативные акты, касающиеся вопросов установления тарифов на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, не принимались. Зачастую тарифы принимались органами местного самоуправления только лишь на основании расчётов организации коммунального комплекса без учёта производственных программ предприятий ЖКХ.

Органами прокуратуры ежемесячно проводятся проверки исполнения законодательства в сфере ЖКХ.

Основные нарушения законодательства, выявляемые прокурорами, как правило, связаны с нарушением режима нормативов предоставления коммунальных услуг и содержания жилого фонда.

На территории Трусовского района г. Астрахани имели место перебои с теплоснабжением, что связано с прекращением поставок газа на предприятия ЖКХ из-за кредиторской задолженности перед ЗАО «Астраханьрегионгаз». При этом теплоснабжающая организация не смогла перевести работу теплогенерирующего оборудования на резервный вид топлива, в связи с чем, директор ОАО «ТЭЦ - Северная» привлечен по постановлению прокурора к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ. В настоящее время теплоснабжающая организация работает в штатном режиме.

Вскрыты факты нарушения Правил и норм, устанавливающих порядок технического обслуживания и ремонта жилищного фонда, со стороны обслуживающих организаций. По постановлению прокурора Ленинского района г. Астрахани руководитель обслуживающей организации ООО «Казачий» привлечен к административной ответственности по 7.22 КоАП РФ, в его адрес также внесено представление об устранении нарушений.

Аналогичные нарушения выявлялись в Енотаевском и Володарском районах.

За год в указанной сфере прокурорами выявлено 1027 нарушений, для устранения которых прокурорами принесено около 400 актов прокурорского реагирования.

Длительное время в регионе сохраняется проблема обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целом по области на учете в органах местного самоуправления состоит 1617 лиц этой категории, из них более 60% очередников старше 18-летнего возраста. Выделяемых средств из областного бюджета на приобретение жилых помещений явно недостаточно. Если в 2006-2007 г.г. на эти цели ежегодно выделялось по 8 млн. рублей, что свидетельствовало об определенном внимании к данной проблеме, то в 2008 г. денежные средства на эти цели из областного бюджета не выделялись.

Кроме того, распространены факты, когда за время нахождения детей в детских учреждениях, закрепленное за ними жилье приходит в непригодность для проживания или незаконно отчуждается родителями, лишенными родительских прав. Надлежащий контроль за сохранностью жилья не обеспечивается, в связи с чем нарушение жилищных прав несовершеннолетних выявляется органами опеки несвоевременно, что зачастую затрудняет либо исключает возможность восстановления нарушенных прав. В этих целях необходимы дополнительные организационно-правовые меры к усилению контроля за сохранностью жилья.

Направляя настоящую информацию в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю принять дополнительные меры по укреплению законности и правопорядка на территории Астраханской области в пределах предоставленных полномочий.

Прокурор области, государственный советник юстиции 3 класса Е.В. Волколупов,

газета "Факт и компромат" №14 от 13 мая 2009г.