Оказавшись на последнем месте рейтинга по качеству общественного транспорта, Астрахани можно не переживать, ведь хуже уже быть не может. Поэтому можно подойти к его восстановлению и спустя несколько лет получить город с доступным транспортом для всех.
Транспорт для всех создавать заново нужно, но это может оказаться бесполезным. При нынешней динамике большинство трудоспособного населения переедет в другие города, заведёт личные авто, предпочтёт жить и работать в одном районе города в шаговой доступности от дома. В результате мы получим Астрахань забитую личными средствами передвижения, что приведет к транспортному коллапсу, в котором общественный транспорт уже ничем ситуацию не спасет, а лишь усугубит ситуацию. Вместе с тем, когда человек вынужден просыпаться в пять утра из-за проблем с передвижением, а после этого спешить домой уже в семь вечера из-за невозможности передвижения, речи о развитии региона быть не может.
А как всё хорошо начиналось! Вспомните: в Астрахани без особых проблем смогли запустить сеть маршрутов автобусов большой вместимости, которые были оснащены системой слежения, что позволяло следить за их местонахождением в реальном времени. Каждый мог зайти на сайт и увидеть сразу все автобусы в городе, куда и по какому маршруту они направляются. На карте можно было посмотреть места пересадки, выбрать любой маршрут и увидеть, когда на конкретную остановку подъедет нужный автобус. Можно было не спешить или, наоборот, поторопиться, чтобы подойти к остановке буквально за минуту до прибытия транспорта. Всё это экономило время и средства, а с учётом того, что автобусы работали допоздна, всё было практически идеально, ну а в сравнении с сегодняшней ситуацией и вовсе выглядит каким-то чудом.
Возвращение к этому уже приведёт к существенному улучшению. Осталось только выяснить, куда делись те самые автобусы и как же обанкротился автобусный парк? А вы вспомните, как кондукторы прямо спрашивали, нужен ли вам билет? И смотрели такими честными и чистыми глазами, что я тушевался: билет мне не нужен был в принципе – на линиях я ни разу не встречал контролёров, а глаза кондукторов в момент откровенного воровства смотрели глазами кота из мультика про Шрека. Я отдавал деньги и билеты не брал.
…Так или иначе, ту систему мы благополучно угробили. Систему с электронными табло, где была информация о точном времени прибытия пяти ближайших автобусов. Да, нельзя было расплатиться банковской картой, а билеты не позволяли осуществлять пересадку с маршрута на маршрут бесплатно или со скидкой. Зато можно было купить проездные и спокойно добраться до дома даже после девяти вечера, с большими сумками и комфортно.
Так что же нам делать уже сегодня, чтобы завтра не было мучительно за годы страданий? Во-первых, договориться с частными извозчиками о продления работы маршруток до десяти вечера. Я не говорю о том, что в это время должны на маршруте находиться все машины, но чтобы было несколько дежурных водителей, работающих допоздна. Во-вторых, нужно уже сегодня запустить большие автобусы на принципиально важных направлениях в густонаселенные и отдалённые районы. «Небольшие» микрорайоны частного сектора, где живут тысячи людей. Они вынуждены подстраиваться так, чтобы их жизнь заканчивается в шесть вечера, после чего им нужно срочно выдвигаться в свои районы и посёлки, отказывая себе во всём, что отличает город от села.
Так что обновлению транспортной системе общественного транспорт должен предшествовать переходный период с решением текущих проблем отрасли уже сейчас – с учётом интересов всех, кто участвует в пользованием транспорта, то есть всех астраханцев. Своё мнение должны высказать не только пассажиры маршруток, но и водители, и владельцы маршрутов, и, конечно же, администраторы процесса, чьим долгом по контракту с обществом и является нормализация процесса.
Ильдар Каратагандаев
P.S. Я понимаю астраханцев, кто хочет возвращения троллейбусов и трамваев, но нужно быть реалистами. Здесь пациент в коме, его откачивать начали, а вы говорите: ой, а постригите его, побрейте, переоденьте. Если перезапуск троллейбусов теоретически возможен, то трамваи в их старой маршрутной сети (да и в любой новой) просто окончательно убьёт дорожную сеть, мы все будем ходить пешком или на передвигаться на лошадях. Ну и я не против трамваев, хотя для этого придётся перерыть весь город, уложить пути, а потом через день останавливать движение, перекапывать всё это для ликвидации аварий на водопроводных сетях…