Вот бы понедельники взять и отменить!

Понедельник – день тяжёлый, говорят в народе. Так оно и есть. Особенно тяжёлым оказался понедельник 11 января текущего года. После 10-дневного новогоднего зимнего отдыха народ плохо отходил от выпитого и съеденного. Слава Богу, праздничное похмелье прошло. Всё вошло в свою колею. Можно теперь поразмышлять, почему люди не любят понедельники. И не только послепраздничные. Но и все другие, которые начинаются после выходных дней, ведь они у нас, как обычно, проходят с вино-водочными излияниями.


И неудивительно, что учёные не советуют начинать рабочую неделю с понедельника. Японские учёные, например, этот вывод сделали на основании проведенных исследований. Наблюдая группу из двухсот добровольцев довольно длительное время, они обнаружили, что как раз в понедельник у многих работающих возникают проблемы с артериальным давлением. В целом ряде случаев оно без всяких видимых на то оснований значительно повышается. Хуже того, как раз в этот день увеличивается количество сердечных приступов и смертей от сердечно-сосудистой дистонии. При этом отмечено, что большинство сердечных заболеваний приходится на утренние часы понедельника. Причину таких последствий ученые видят в резкой смене режима на границе выходных и рабочей недели. Людям просто-напросто сложно в этот период включаться в интенсивный рабочий график после выходных дней. Расслабленность дает о себе знать ещё некоторое время.

Определённые проблемы выявлены в понедельник и врачами-сонологами. Они фиксируют своеобразное явление. И так же, как и учёные, советуют готовиться к трудовому дню, наступающему в понедельник. Впрочем, что относится к любому дню, который наступает после выходных и праздничных дней.


Всем хорошо известно, в каком строгом режиме мы живем. Ранний подъём, быстрый перекус, потом многочасовая напряженная работа. А перед этим давка в маршрутке или автобусе. И всё бегом, всё быстро. Неудивительно, что такая радость ощущается в пятницу вечером, когда расслабляешься на целых два дня: поздно ложишься спать, поздно встаёшь, никуда не торопишься. И вот снова понедельник. И опять всё по часам, до самой пятницы… А в пятницу вечером новая перестройка организма. На этот раз на спокойный, размеренный, благодушный лад. И так за неделей неделя… И не удивительно, что в понедельник многие чувствуют себя разбитыми, притупляется внимание, этакая раскачка происходит. Практически весь понедельник. И лишь во вторник более или менее активно включаемся в установленный годами трудовой режим.


Что же делать? Начинать работу во вторник? Но ведь и во вторник будет происходить то же самое, что и в понедельник, потому что за время длинного отдыха ещё больше расслабимся. И даже во вторник не захотим работать. Так уж устроен человек.


В России много выходных и праздничных дней. В 2015 году, например, отдыхали почти 120 дней. Как говорится, гуляй, Ваня! И Ваня гуляет. А вместе с ним Вася, Гоша, Веня, Андрюша… Их поддерживают их жёны, подруги, даже матери. В общей сложности, гуляют всем городом и селом. Гудит Россия в праздничные и выходные дни. Теперь вот поговаривают: а не начинать ли нам работать со вторника? Ведь понедельник, как известно, день тяжёлый… Пока эта идея лишь на бумаге. Так сказать, в изысканиях ученых.


Некоторое время назад, в середине 2014 года, была выдвинута идея на довольно высоком уровне. Госдума хотела обрадовать трудящийся люд и предложила работать не пять дней в неделю, а всего четыре. Мы и так отдыхаем больше всех в мире, а тут вдруг должно ещё подфартить. Народ, естественно, не против. Отдыхать, так отдыхать. Только вот как это отразится на заработной плате, – стали интересоваться любознательные. На эти вопросы ответил Андрей Исаев, возглавляющий в Думе комитет по труду. На зарплате, мол, это практически не отразится. Правда трудиться придется на пару часов больше. То есть, вместо восьми часов – работать девять. Этим, мол, и будет возмещена финансовая сторона вопроса. А как возместить ущерб здоровью работающего? Ведь десять часов стоять у токарного станка, например, совсем непросто. Непросто работать десять часов ежедневно в строительстве, в других отраслях производственного сектора. И народ завозмущался. Не хотим, мол, так работать. И все тут! В Думе засомневались. Открыли широкие дебаты. Народное возмущение вылилось на страницы газет, экраны телевидения. И Дума задумалась. А подумав, списала идею 10-часовой рабочей недели в архив.


Были времена, когда у станков стояли дольше. Но это были особые времена; тяжёлые военные и послевоенные. А сейчас какой резон в измененном рабочем дне? Никакого резона нет. Укорачивать рабочую неделю, может быть, неплохо. Но делать это надо не за счёт удлинения рабочего дня.


Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 5 (663)