Лето в самом разгаре, астраханцы выбираются на многочисленные пляжи города, но встречают лишь бетон, бетон и только бетон. Вот и Старый мост опоясался бетонными берегами, так что купаться там скоро будет попросту невозможно. Это отлично – чем меньше купаются, тем меньше тонут. А могли бы и вовсе не тонуть, если бы использовали вместо плавучего средства не своё тело, а приспособленный для этого действа агрегат, то есть корабль.
Не такой большой, конечно, как яхта, а то ведь можно смутить этим владельцев яхт, чего нашему человеку делать отнюдь не стоит. Но как же быть, когда и хочется речной свежести, и ехать нужно, и трамвайчик для Астрахани только-только доводят до стадии сдачи в далёкой Москве? Есть выход из ситуации и продиктован он как всегда не в меру здравым моим смыслом. Всё очень просто, даже ещё проще, чем может показаться на первый взгляд.
В Москву мы отправляем налоги, потом их частично возвращают «нам», а «мы» вновь отправляем деньги в Москву, заказывая несчастный трамвайчик вместимостью несколько десятков пассажиров на всего-то шестисоттысячный город. Все эти переводы денег каждый раз стоят столько, сколько берут банки за перевод сумм. Вот чтобы суммы не переводить туда-сюда, можно вообще проблему решить проще, а именно устроить лодочный флот. Где же взять лодки, когда газ «наш», нефть «наша», Крым даже наш? С лодками проблема, конечно. В былое время лодки были у многих астраханцев. Даже после раскулачивания и коллективизации лодочного плавсостава хватало. Не будет преувеличением сказать: сегодня лодок в Астрахани очень и очень мало. Вообще рейд в самой Астрахани скучен и печален – просто вода течёт, и по бетону ходят те, кто хотел бы прокатиться на «метеоре» или «ракете», да хотя бы на чём-нибудь поменьше! И ведь не у всех же проблема с лодками. Например, береговая охрана оснащена лодками, катерами, кораблями и куском земли прямо под тем же Старым мостом на трусовской стороне. Стоят там корабли, берега охраняют. Как выясняется, к нам любят приплыть на байдах или прийти на байдах, если хотите, из других государств, республик. И у береговой охраны порой получается охранять не только берега, но и водные просторы – на пирсе их военной базы стоят трофеи, лодки-байды со всем оснащением и мощной силовой частью, состоящей из нескольких мощных двигателей. Полное изготовление подобной лодки стоит заказчику около миллиона рублей. В эту сумму входит непосредственно планировка, изготовление прочного корпуса, закупка и установка различного оборудования. После того, как байду «обвесят», она готова довезти своего капитана вместе с командой хоть до Баку, позволяла бы погода и хватило бы топлива. Однако до так далеко нам всё же не нужно.
Вспомним наши обычные маршруты по области. Спокойно и быстро добраться до дальних населённых пунктов можно было, помимо дорог обычных и железной, ещё и с помощью малой авиации, а также водным путём. Все эти корабли на подводных крыльях были эффективным и дешёвым способом доставки людей до мест назначения. Потеряли ли они свою актуальность сегодня? Отнюдь нет, но и возвращать весь «тот самый» флот никто не будет, а учитывая полный демонтаж супер долгостроя несостоявшегося проекта «Речной вокзал», скорее всего можно забыть даже о тусклом отблеске былого великолепного сияния и грации, мощи и массовости гражданского флота. Нам остаётся только одно: сделать из байд маломестные пассажирские суда. В плане безопасности останется только оснастить борта спасательными средствами, ну и рациями, а также оборудованием типа ГЛОНАСС или GPS.
Байды эти стоят прямо на киле, на бетоне причала и просто плавятся на солнце в ожидании своей дальнейшей незавидной участи – изъятые средства преступной добычи денег как правило подлежат уничтожению. Иными словами, байды режут и в лучшем случае сдают на чёрный металл, двигатели же просто превращаются в труху. Ловить рыбу отвратительно, об этом знает каждый астраханец. Ты астраханца хлебом не корми, икру чёрную ему не давай неделю, так он взвоет от тоски и умчится в степные просторы по Волге. Было бы на чём.
А изъятые байды можно и нужно красить в единый цвет. Например, в оранжевый. По-хорошему и при желании можно организовать водное такси. Опасно? Ну так у нас для таких вещей есть масса не боящихся людей – тех же гастарбайтеров, которым бояться просто уже нечего.
В байду может поместиться до десяти человек с комфортом уровня той же «газели», только без перегруза и не так тесно будет, к тому же кругом плещется вода. И всё, и не нужны никакие трамвайчики – что нам с них толку? Ну будет у нас трамвайчик, так это лет на пять максимум, потом снова отправят на ремонт, после чего на Набережной Волги нарисуется очередной огромный замок и от него будет ходить всё тот же трамвайчик только с увеселительными целями. А на байдах особенно много не заработаешь, в особенности, когда твоя позиция высвечивается у оператора на карте с точностью до полуметра.
Для введения подобных мер необходимо содействие депутатов, которые бы обратились от регионального уровня в Федеральную береговую охрану за консультацией о том, как всем нам узаконить изъятые браконьерские байды и пустить их на общее благо, ведь так и так их порежут или запрессуют, чтобы в итоге погрузить в вагон и отправить за тридевять земель в далёкие страны, где из этого железа сделают новые детали для тех же лодок.
Толка от охраны осетров астраханцы, положа руку на сердце, не видят. Ну плодятся ведомства из года в год уличаемые в охране рыбы. Где рыба? Нет рыбы. Скорее всего статус-кво устраивает всех участников рынка: браконьеры имеют перманентно дорожающую икру и рыбу, заводы прокручивают миллионами рубли, а поверх этого жирного пирога густо намазано шикарным веером защитных ведомств. Через сто лет спроси у них, чем занимались, ответом будет «охраняли рыбу», а рыбы самой будет очень и очень мало, в отличие от тех же байд. Если мы живём тут и нам ничего особо нельзя брать, что летит над нами, плывёт мимо нас, то почему нам бы не оставлять себе байды? Река наша – да, нарушители лишаются байд по решению суда? Да. Так пусть хотя бы такие вещи служат на благо всем. Осталось только дождаться первого трамвайчика из Москвы, чтобы понять какой фурор он произведёт и сколько человек придут прокатиться в первый день судоходства.
Чулпан Хаматов, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 22 (583), 20.06.2014 г.