В начале текущего года создана очередная госкорпорация – «Российский экологический оператор». Чем она займётся?
Пусть вас не смущает название. Мы же привыкли, что менеджер по продажам – это просто продавец, супервайзер – обычный контролер, а служба охраны – группа банальных сторожей. Корпорация с пафосным названием (как мы можем без пафоса и понтов?) будет заниматься обычным житейским делом – уборкой мусора. Задача обыденная, но проблема с мусором, действительно, очень серьезная. Еще несколько лет и мусор нас точно завалит основательно.Пример из личной жизни. На малую родину – Кубань, я ездил довольно регулярно, когда там проживали родители. А не так давно отправился туда к родственникам. По дороге на Кропоткин мы свернули в лесополосу у автотрассы. Решили устроить завтрак на траве. И что я увидел в том месте, где еще несколько лет назад пахло свежей травой и полевыми цветами? Ужас, слой бытового мусора растянулся на несколько десятков метров вглубь лесополосы. Не было живого места из-за грязного пластика, бутылок, банок и, простите, больших куч другой жизнедеятельности человека. Какой там завтрак на природе! Переехали на другое место за несколько километров. Вы не поверите, там было еще хуже, толще и безобразнее покрывало из дерьма и мусора. Завтрак на траве не получился.
Мне могут возразить, не все люди откровенно по-хамски относятся к природе. А кто так делает, он не обязательно злонамеренный губитель окружающей среды. А где, скажите на милость, водителю или пассажирам справить естественную нужду в длительной поездке? Много вы встретите по пути «зеленых стоянок» с оборудованными туалетами и мусорными баками? Не доезжая Элисты, мы хотели на такой площадке остановиться. Но и там почти такое же безобразие, что и в лесополосе. Вот такие нас ожидают удушающие мусора, если не предпринять что-то радикальное в разрешении мусорной проблемы. Повторяю, если в корне не изменим саму концепцию (простите за канцеляризм) сбора и переработки твердых бытовых отходов, зарастем мусором как мировой океан пластиком.
Создание очередной госкорпорации с красивым названием ничего радикально не изменит. Рискну утверждать – обязательно изменятся цены за уборку мусора. Надо ли говорить в какую сторону? Не надо, потому что мусороуборочный монстр изначально заточен на увеличение количества этих самых бытовых отходов. Чем их больше, тем ему будет лучше, выше прибыль, жирнее зарплаты (для начальников в первую очередь).
Как мусороуборочный гигант может быть заинтересован в уменьшении количества бытовых отходов? Да никак! В том числе по объективным коммерческим соображениям. Тогда зачем он нужен?Однозначного ответа на этот вопрос пока (например, у меня лично) нет. Что госструктура поглотит бюджетные миллионы, кто бы сомневался. Что уже подготовлены бездонные карманы лиц, заинтересованных в распиле денег, нет сомнений. Но всегда остается надежда, вдруг гигант заработает. Ведь задача уборки и переработки мусора – очень острая проблема рыночного общества, где продукты, товары и полуфабрикаты производятся в огромных количествах и хранятся на складах очень долго. Все это надо производителям оправдать, компенсировать и получить еще доход (прибыль). То есть должны же и у нас заработать настоящие рыночные принципы хотя бы в сфере уборки, перевозки и переработки так называемых ТБО. Мусорный мрак коснется всех и каждого: деления на бедных и богатых тут не будет.
Астраханцы не забыли совсем недавние безобразные сцены с горами мусора даже на центральных улицах Астрахани. Потом пришел новый уборщик и дело, вроде бы, пошло на лад. Хотя цены на уборку, естественно, поднялись.Что же изменится для нас с приходом нового мусорогиганта? Кроме повышения цен на ТБО. Если росоператор по объективным причинам не заинтересован в уменьшении количества мусора, производимого населением, то как будет решаться эта важнейшая проблема?
Не станем подробно рассказывать о том, как пытаются разрешать эту задачу в цивилизованных странах Европы. У нас и свой опыт имеется, правда, давно забытый. Все очень просто, каждую неделю по улицам (в советское время) ездили старьевщики и с удовольствием (за вознаграждение) покупали у населения вторсырье. (Почему нам не начать хотя бы с этого?). Кроме бумаги, старого тряпья и пластиковых бутылок, это может все что угодно, что стоит каких-то денег. Но в том-то и дело, что это у нас вторсырье сегодня ничего не стоит. А почему? А потому что в современном производстве очень выгодно производить тот самый мусор, точнее упаковки, которые потом превращаются в ТБО. Производителю так удобнее, надежнее и спокойнее упаковать, скажем, молоко в водонепроницаемый пакет, охладить и пастеризовать для длительного срока хранения. Ну зачем ему париться, разливая молоко по банкам покупателям? Сколько мороки, сколько неудобств. Причем, и для предпринимателя (менеджера), и для самого покупателя. Но эти временные неудобства превращаются потом в огромные потери, иногда необратимые. И главное, за «удобства» ни производитель, ни покупатель не платят. Мы сознательно губим природу.
А что все-таки у наших соседей? Заглянул в Сеть. И ничего сверхоригинального не обнаружил. Многие европейские супермаркеты теперь по закону обязаны реально уменьшить количество упаковки (главный загрязнитель среды). И даже полностью избавиться от тары, особо загрязняющей среду. Вводится, например, обязательная залоговая стоимость… Это когда покупатель платит за пластиковый или жестяной пакет определённые деньги, которые возвращаются ему при следующей покупке.
Скажете, сложно. Да, но если это возможно в современных странах, а у нас что – тот же государственный «экологический всероссийский оператор» не в силах добиться такой практики? Или будет до бесконечности невольно поощрять производство миллионов тонн ТБО и успешно их перевозить? Почему именно он, да потому что росмусор – государственный.
Залоговая стоимость, жесткие запреты и дополнительные налоги (а куда без них в данном случае?) – единственный путь к спасению от экологической катастрофы. Другого выхода у нас просто нет, а проблема все серьезнее.
Николай Василич, журналист
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №5 (811), 2019 г.