Конфликт между Израилем и Палестиной не может быть решен только в рамках политических договоренностей – корни этого конфликта гораздо глубже.
С чего начнем. Для евреев эта земля – Земля Обетованная и быть евреем можно только на этой земле исповедуя веру в Единого. Бог-Земля-Народ – 3 опоры, на которых держится иудаизм. Однако за время рассеяния (евреи более полутора тысяч лет были лишены родины) на эту землю образовались претенденты. В итоге появились 2 группы населения с претензиями каждой группы на свое суверенное государство. Вторая группа (палестинцы) предлагает евреям покинуть эту землю и основать свое государство где–то еще. Это при том, что у евреев только одно государство и может оно находиться только в одном месте, а у арабов в мире два десятка стран.
Когда в 1948 году было одновременно созданы Палестина и Израиль, причем без учета исторических территорий, на которые претендовал тот же Израиль (Восточный Иерусалим с Храмовой горой остался за пределами Израиля, хотя это главная святыня иудеев), была заложена мина замедленного действия.
За несколько десятков лет непрерывной войны каждая сторона привыкла считать себя жертвой и обе стороны радикализовались (по выборам в Кнессет за последние годы и принятым законам это видно отчетливо). Израильтяне запрещают палестинцам отмечать день Накба (для многих палестинцев Накба то же, что и Холокост для евреев). В свою очередь Аббас и другие палестинские политики заявляют, что Холокоста не было или был, но не в таких масштабах, как принято считать.
Тем не менее разница исторической субъектности между Израилем и Палестиной, на мой взгляд, видна отчетливо. Если присмотреться, то легко понять, что Израилю война с Палестиной мешает существовать, Палестине она необходима для существования как воздух, ибо эта территория не имеет ни своих производств, ни своих возможностей и живет только за счет внешних вливаний, напрямую связанных с интенсивностью конфликта.
То есть конфликт оплачивается противниками Израиля. Это не считая того, что Израиль поставляет туда электричество, палестинцы работают в Израиле и т.д. То есть с момента создания Израиль сложился как государство со всеми необходимыми атрибутами, приобрел политическую и утвердил историческую субъектность, Палестина же так и осталась на прежнем уровне (у того же Хамаса нет никаких политических структур, по сути это радикальная религиозная община). То есть в случае прекращения перманентной войны Израиль продолжит существовать, А Палестина вне войны нет.
При этом важно понимать еще одну деталь. Ненависть к палестинцам у израильтян является следствием происходящего – она не главное, их национальная психология не базируется на ненависти. В Палестине же ненависть к Израилю можно приравнять к национальной идее, она один из стержней общественного сознания, воспитывается с ранних лет.
Именно поэтому возникает очень важный вопрос (он важен в том числе и для понимания последствий гипотетической «победы» Палестины). Представим себе, что мечта палестинцев сбылась и они «сбросили евреев в Красное море». Территория освободилась. Что дальше? В Палестине вырастут небоскребы как в Шанхае? Вся земля потечет молоком и медом, зацветут сады? Образуются собственные палестинские экономика и промышленность, появятся свои палестинские марки машин, бренды и наступит долгожданный мир?
Не будет этого. Люди, жившие 80 лет ненавистью и террором, не создавшие ничего, похожего на свою экономику и государственность, не смогут это создать. Да и не захотят. Израиля больше не будет, а ненависть к нему, которой жили всю жизнь, останется. Помните диалог из фильма «Дамский портной» между евреем, обреченным на гибель в Бабьем Яру и русским дворником?
– Когда немцы пришлют за вами вагоны, вы узнаете, что это такое. У немцев на всех хватит вагонов.
– А я перед ними не виноват.
– Не виноват… А вдруг немцы заскучают? Кончатся евреи, всех вывезут. А злость не кончится.
Так и здесь. Они начнут бить кого-то еще. Жить еще за чей-то счет.
То есть эта проблема должна решаться не только через прошлое – через перспективы будущего.
Пусть и невероятные.
Борис Якеменко
***
Посмотрим на конфликт Израиля и Палестины еще с одной стороны.
Хорошо известно, что для так называемой Украины и Западного мира СВО это «война для телевидения». Ее медийный эффект для них гораздо важнее реальной ситуации на полях. Медийный резонанс первичен, остальное вторично. Именно поэтому периодически осуществляются провокации типа Бучи, рассчитанные только на медийный резонанс. Вирусный ролик приносит «подписоту», лайки, просмотры и, наконец, рекламные контракты. То есть медийность непременно конвертируется в деньги. Точно так же ролик с Бучей приносит сторонников, поддержку Запада и те самые деньги. Зеленский (ведь никакого «президента Зеленского» нет - есть типичный медийный проект, где персонаж играет роль) и не скрывает: «нам важно победить в информационной войне».
Если с этой точки зрения подойти к войне Хамаса против Израиля то мы увидим очень похожую ситуацию. Любой конфликт между Израилем и Палестиной (в отличие от других конфликтов подобного рода) получает громадный информационный резонанс. Представим себе, что боевики из Сектора Газа напали бы на любое иное государство, одно арабское государство сцепилось бы с другим. Это преподносилось бы как локальный, незначительный конфликт и освещалось бы совершенно иначе. Кто помнит, что Иордания танками давила тысячи палестинцев? Кто знает, что в войне Ирака с Ираном погибло около миллиона человек? Кто помнит газовую атаку Ирака в Халабдже, когда погибло до 7000 мирных людей? Но медийного резонанса, подобного тому, когда арабы убивают евреев или наоборот, не было.
Вот и сейчас стоило начаться конфликту между Израилем и Палестиной, как Украина мгновенно вылетела с первых мест всех новостных лент и опустилась куда-то вниз, туда, к гороскопам и объявлениям о продажах подержанной утвари, что крайне обеспокоило Зеленского. А это значит, что они сейчас любой ценой постараются перетянуть обратно информационную повестку. Так что ждем провокаций.
Поэтому «лидеры» Палестины хорошо знают – Палестина это вечный «инфоповод» и нужно умело управлять информационными потоками. Вот и сейчас – информационный взрыв произошел, лайки собраны, деньги будут получены - можно снизить накал. Уже докладывают: «К переговорам готовы. Задачи решены». Какие задачи решены? Что, Израиль побеждён? Сброшен в Красное море? А те самые и решены.
Ну, а то, что погибли и ранены тысячи людей с обеих сторон – ну так и что. Хочешь заработать – вкладывайся. Трать. Деньги ли, людей ли – не важно.
И это самое отвратительное. Люди гибнут не за идею, не за будущее, не за детей, не за свои дома.
Ради лайков, просмотров и газетных передовиц.