Возможности QR кодов гораздо шире, чем нам предъявляется

Начнем издалека.

Сегодня очень большой проблемой научного археологического сообщества является т.н. черная археология. То есть сообщество «любителей древностей», кладоискателей и собирателей, которые занимаются раскапыванием городищ, курганов, могильников, извлекая из них археологические материалы для личных коллекций или на продажу. Бывает (и нередко), что «черные археологи» откапывают уникальные вещи, неизвестные науке, являющиеся недостающими или просто очень важными звеньями в цепи научных исследований. Копатели широко обмениваются этими «открытиями», публикуют их в своих журналах (у них есть масса своих печатных изданий) и на сайтах.

Об этом становится известно «официальным» ученым, после чего возникает дилемма. Специалист, занимающийся тем или иным сюжетом, вдруг видит в руках «черных копателей» важнейший артефакт, аргумент, довод в пользу своей гипотезы, своей работы. Использовать его не позволяет научная этика (хотя некоторые ученые, типа А.Кирпичникова, пытались осторожно нарушать негласные правила), но и запретить себе знать о существовании этого предмета, молчать о нем уже невозможно, поэтому соблазн так или иначе воспользоваться «незаконным» материалом все сильнее. Ситуация становится безвыходной. Вернее, выход есть – махнуть рукой и пользоваться, но тогда вся наука летит в тартарары, так как потом нельзя будет отличить «черного археолога» от «белого», левую находку от честной, рытьё от раскопок и так далее.

История с QR кодами очень похожа на эту ситуацию. Возможности QR кодов гораздо шире, чем нам предъявляется. Аргумент в духе «все равно смартфон за нами следит и всё знает» не работает, так как смартфон просто следит и передает информацию, но при этом ничего нам не запрещает, никуда нас не направляет, не блокирует и не парализует наши возможности (ну если не зависла программа, но это преодолимо). QR код же становится инструментом с широчайшими возможностями. Да, пока что предлагается использовать его только для различения по стратам «привит/не привит» с соответствующим поражением в возможностях и правах определенной категории людей. Но это лишь незначительная часть его потенциала.

Главное его достоинство – он потенциальный инструмент легкого управления массами на любом расстоянии. Сегодня для этого управления нужны громадные массы людей и средств – армия, полиция, техника, документы, если человек физически не задержан, он может передвигаться куда угодно и как угодно, делая что угодно. QR коды (в Китае их уже просто вешают на грудь) по одному нажатию кнопки в перспективе не дадут войти/выйти из подъезда, попасть в метро, купить что нужно, услышать/увидеть то то, заявить о себе.

QR код естественным образом постепенно занимает место человека, он и будет восприниматься как человек (то есть записанная в него сумма социальных функций и возможностей), QR кодная картина общества будет разительно отличаться от антропологической картины, расщепляя как сознание, так и сам социум. И речь не о «цифровом концлагере» - я не выношу этот конспирологический термин «Стариков style». Речь о соблазнах, которые возникают на этом пути.

Можно ли запретить теперь себе, другим это знание? Эти потенциальные, страшно манящие возможности, соблазн ими воспользоваться? Уже нет. Проблема подобного рода технологий всегда одна – их очень легко ввести, но почти невозможно затем убрать из жизни. Уже неоднократно говорилось, что многие технические изобретения существуют сегодня не потому что нужны, а потому что для их создания появились технические возможности. Поэтому речь идет о технологическом дауншифтинге – жестком контроле саморазвивающегося прогресса.

Борис Якеменко