В Астрахани на улице Дзержинского сегодня располагаются два памятника. Один посвящён рыбе – характерной особенностью стало увеличение подобными художественными изделиями; чем меньше рыбы, тем больше памятников. А вторая скульптурная композиция состоит из двух человек, окрашенных в радикальный бронзовый цвет с золотым отливом.
До недавнего времени этот памятник был покрашен в серенький цвет, таблички с указанием, кому это всё стоит, не было, и мне долгое время казалось, что это памятник врачу, несущему на руках ребёнка. И вот буквально на днях эта скульптура, наконец, обрела информационную панель с указанием, что это никто иной, как Феликс Эдмундович Дзержинский.
Железный Феликс идёт с прямой осанкой и несёт довольно большое дитя прямо и ровно, словно он тяжелоатлет, а вес ребёнка никак не влияет на его мужественное и закалённое тело. Единственное, что выдаёт напряжение – кепка, которую Железный Феликс снял, видимо, всё же тяжеловато.
Памятник отреставрировали таким образом, что одной панели на нём всё равно не хватает и смотрится всё это несколько странно, если не сказать диковато. Однако даже не это главное. Дело в том, что при жизни Дзержинский не отличался крепким здоровьем, а, скорее, даже совсем наоборот. Это был постоянно болеющий человек, яростно боровшийся с контрреволюцией и с прочим враждебным юному государству элементом. Но помимо этого он же был попечителем детей. Иными словами, боролся с беспризорностью. Именно под его патронажем была создана система детских домов, которая без существенных изменений сохранилась до наших дней.
Таким образом, можно было изобразить Дзержинского в окружении детей, но почему-то он несёт то ли больного, то ли смертельно раненого ребёнка, что вообще-то даже в символическом плане заботу о детях не символизирует. Проще говоря, живой ещё Феликс не мог поднимать тяжести, еле ходил и последнее время перед смертью чах на глазах.
Хорошо хоть, табличку поставили, однако ответственный за косметический ремонт человек оказался с весьма странным вкусом. В результате на улице Дзержинского стоит чуть ли не золотая статуя, а на постаменте зияет дыра.
Вокруг памятника сохранился советских ещё времён скверик, в котором на временами истлевших лавочках собираются благодарные потомки и широко, с размахом гуляют. То ли поминают его, то ли празднуют важную дату из жизни одного из топовых менеджеров молодой тогда ещё советской республики. Фанаты Феликса предпочитают крепчайшие спиртовые напитки и любят погреться на солнышке. Получается, что Дзержинский весь даже не в белом, а в золотом, несёт мальчика сквозь это безобразие. И это уже не просто скульптурная композиция, это такой, знаете ли, перфоманс. Людям с чувством юмора обязательно стоит взглянуть на это и оценить обновлённый вариант астраханской памяти.
Сам бы Дзержинский весь этот творящийся сюр вряд ли бы одобрил и наверняка привлёк безответственных чиновников к дисциплинарной ответственности, а если бы рассердился, то и за товарищем Маузером дело бы не встало. А потом, исправив такой вот откровенный перекос в желании показать всю любовь к памяти человека, он пошёл бы на поиски памятника Ленину, который был таинственным образом демонтирован с территории теперь уже несуществующего одноимённого парка в Ленинском районе и увезён в неизвестном направлении и не найден до сих пор.
Иван Вездебываев,
Опубликовано в газете "Факт и компромат" № 12 (622), 03.04.2015 г.