Почему горючее не дешевеет вслед за нефтью?
Этот вопрос волнует не только население и бизнес, но и чиновников: головы ломают не только в астраханском правительстве, но и в Москве, в Федеральной антимонопольной службе. Игорь Артемьев, руководитель ФАС, сообщил, что справедливая цена бензина в России, даже с учетом налогов и транспортировки, должна быть на уровне 19 рублей за литр. А в реальности горючее продается на 3-4 рубля дороже. И убрать "перебор" в ценниках пока не получается. Так когда мы сможем ездить по нормальным ценам?
МОНОПОЛИСТЫ-ВРЕДИТЕЛИ?
Все, терпение лопнуло даже у чиновников. На днях руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев вновь обрушился с критикой на политику ценообразования на бензин в ведущих российских нефтяных компаниях. Он сказал:
- Согласно расчетам специалистов, учитывая текущие мировые цены на нефть и другие факторы, справедливая цена на все виды бензина на территории России не может превышать 20 рублей. 95-й бензин в регионах Центральной России должен стоить примерно 19 рублей. Выше этой планки цена может быть только на бензин 98 марки. В том, что реально бензин сейчас продается по более высоким ценам, мы видим ценовой сговор крупных игроков этого рынка. На территории РФ мы насчитываем 251 компанию, которая занимает заметную долю на бензиновых рынках отдельных регионов. В ближайшем будущем в отношении этих предприятий начнутся проверки.
Действительно, игроки рынка жидких ГСМ ведут себя странно: когда в первой половине прошлого года нефть галопирующими темпами дорожала, они чуть ли не еженедельно меняли ценники, а теперь, когда "черное золото" подешевело до многолетнего минимума, ценники "замерзли" (падение, конечно, все-таки есть, но минимальное -на 5-7%). Зазвучали "экспертные мнения", что, мол, цена бензина, оказывается, и не связана впрямую с колебаниями на Лондонской бирже (нефть ведь и добывается, и перерабатывается, и продается внутри страны), так что тенденция к удешевлению "у них" к российским ценам никак не относится. Тем временем практически во всех странах произошло адекватное снижение цен на продукты нефтепереработки. Кроме России.
И, что особенно интересно, меньше всего цены на бензин в ЮФО упали почему-то именно в Астрахани. "По сравнению с другими регионами ЮФО темпы падения цен на бензин в нашей области неудовлетворительные", - отметил заместитель областного
министра по ТЭК и природным ресурсам Игорь Варламов. Тем временем, по свидетельству очевидцев, в Москве цены на некоторые виды бензина меньше, чем у нас: АИ-95 в столице в конце января стоил 22,20 рублей за литр, тогда как в Астрахани он продавался по 23 рубля. Это при том, что в столице не добывают углеводороды! Все равно, что астраханские арбузы стоили бы в Москве дешевле, чем в Астрахани.
КАК ПОВЛИЯТЬ НА "БЕНЗИНОВЫХ БАРОНОВ"?
В настоящее время, отмечают нефтяники, можно наблюдать повышение оптовых
цен. Опт на АИ-92 только в январе вырос на 10,4%, и это моментально отразилось на розничных ценах.
- Обещали до Нового года, что в январе бензин подешевеет. И вот вам! - сетуют водители маршруток. - Опять цены выросли. Неужели никак нельзя повлиять?
Вопрос этот - далеко не праздный. И попытки разобраться в запутанной ситуации на бензиновом рынке предпринимаются - и на федеральном уровне, и на региональном. Для областной власти этот вопрос является принципиальным, так как из-за дорогих ГСМ страдают практически все отрасли. И особенно сельское хозяйство, которое могло бы стать "антикризисным локомотивом" региона, способным "вытащить" за собой всю экономику региона из пучины неурядиц.
- Если мы сейчас закроем глаза на ситуацию с ценами на бензин в регионе, то начало весенних посевных работ может быть сорвано, что повлечет не только спад в экономике региона, но и вызовет социальную напряженность, - заявил на одном из заседаний председатель правительства области Константин Маркелов.
Однако заставить "бензиновых королей" снижать цены не так просто: по данным Астраханского УФАС, ценовую политику компаний ООО "Газпром добыча Астрахань" и ООО "ЛУКОЙЛ-
Нижневолжскнефтепродукт" (в совокупности - около 80% рынка реализации жидкого топлива в регионе) определяют их головные офисы. Филиалы лишь исполняют поручения свыше. Повлиять из региона на решения московских "углеводородных монстров", которые решили компенсировать падение доходов от экспорта за счет отечественных потребителей, не представляется возможным. Частные же заправщики (оставшиеся 20% рынка), во-первых, тоже не хотят упускать прибыль, а во-вторых, находятся в частичной зависимости от оптовых поставщиков, аффилированных с ЛУКОЙЛом или Газпромом, и не хотят портить с ними отношения.
Так что вопрос надо решать в Москве. Получится ли это сделать силами антимонопольной службы? Нефтяники до сих пор являются главным источником пополнения бюджета (до 60% розничной цены бензина составляют налоговые отчисления), так что ФАС могут просто не позволить "обижать" крупных налогоплательщиков. Тем не менее сигнал г-на Артемьева все-таки прозвучал, и проигнорировать проблему теперь уже не получится. Будем надеяться, что реакцию мы увидим на ценниках уже в феврале.
Алексей КОЖЕВНИКОВ, "Комсомолец Каспия" №12 от 11.02.09.