Астраханский государственный театр Оперы и Балета вступает в юбилейный 20-й сезон, который обещает быть необычайно, интересным. Его открытие состоится 12 сентября. На суд зрителей будет представлена сценическая премьера в России драматической легенды Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста».


Осенью произойдут и другие масштабные события на Большой театральной сцене:


* В городе пройдёт очередное XII биеннале «Дни современной музыки в Астрахани». В этом году биеннале проводится в рамках объявленного Международного фестиваля «Каспий-2015».


* В театре состоится мировая премьера — авторский балет Константина Уральского «Андрей Рублёв».


* Артистов балета, как и в предыдущие годы, ожидают гастроли в Европу. «Лебединое озеро» и «Дон Кихот» в «Туманный Альбион» повезёт художественный руководитель балета, хореограф-постановщик Константин Уральский.


Театр не стоит на месте. Каждая новая театральная постановка – это поиск стиля, отвечающего современным технологиям и бережному отношению к произведению – достоянию мировой культуры.


Наш астраханский театр молод, но одновременно и стар, как мир. Он вмещает в себя сценические образы мировой классической культуры, обращается к эпохальным событиям отечественной истории, не пренебрегает новаторскими постановками. В следующем году исполнится пятилетие работы театральной труппы в новом здании. За это время постановщиками и артистами достигнуты значительные результаты. Театр стал символом города Астрахани. Поток зрителей год от года возрастает, а билеты на спектакли раскупаются задолго до представления публике новой премьеры. Театр заигрывает со зрителем и в то же время не хочет вмещаться в прокрустово ложе старой доброй традиции, чутко реагируя на голос современности.


12 – 13 сентября 2015 года


Впервые в России!


Гектор Берлиоз


«Осуждение Фауста»


драматическая легенда в 4-х частях по трагедии И. Гёте - первое музыкальное открытие сезона

12 сентября в театре Оперы и Балета состоится открытие 20-го юбилейного сезона. Это событие ознаменуется новым премьерным спектаклем французского композитора Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста». В российской практике знакомство со зрителем «Осуждения Фауста» всегда происходило в концертном формате. Наш театр впервые в России покажет любителям оперы сценическое воплощение драматической легенды в 4-х частях по трагедии великого Гёте.


Создатели спектакля – музыкальный руководитель и дирижёр Валерий Воронин, режиссёр-постановщик и художник Константин Балакин, художник-постановщик Елена Вершинина и художник по свету Ирина Вторникова умеют удивлять. Скоро зрители премьеры вместе с Фаустом и Мефистофелем отправятся в «дьявольское» путешествие. Устремляясь за фантазией создателей спектакля, они погрузятся в пограничный мир гётевской трагедии, населённый демонами, сильфами, небесными силами и блуждающими огнями… Астраханский театр Оперы и Балета, следуя за гениальной партитурой, превратит сценическое пространство в космическую бездну и с помощью использования уникальных компьютерных технологий заставит поверить в реальность происходящего. Перед глазами зрителя в воздухе материализуются не просто пейзажи, а картина мира, окрашенная эмоциональным, психологическим состоянием героев. Воздух, принимая на себя фантасмагорические образы, «зазвучит» вместе с музыкой, и на сцене возникнет особая глубина, новое измерение...


История Фауста легла в основу более чем 600 опер и произведений классической музыки. В отличие от книги Гёте, Берлиоз в своей трактовке не просто закрывает Фаусту путь к райскому блаженству: ангелы сообщают, что тот осуждён и будет ввергнут в Геенну Огненную.


«Осуждение Фауста» нельзя причислить ни к одному из канонических жанров музыкального театра. Это уникальное произведение считается одним из самых прекрасных, необычных и провидческих в мировой истории, оно и в 21 веке продолжает волновать зрителя выбором между жизнью и смертью, Адом и Раем… Бессмертный герой народных легенд и шедевров мировой культуры ФАУСТ вновь возвращается из безвременья, чтобы пройти свой путь вместе с нами.


Над сценической постановкой драматической легенды «Осуждение Фауста» работали:

Музыкальный руководитель и дирижёр Валерий Воронин


Режиссёр-постановщик, художник-постановщик Константин Балакин


Художник-постановщик, художник по костюмам Елена Вершинина


Хормейстер-постановщик, Заслуженный деятель искусств РФ Галина Дунчева


Художник по свету Ирина Вторникова 


Балетмейстер Анна Дмитриенко


Звукорежиссёр Егор Ворошилов


Педагог по французскому языку Елена Донченко


Солисты, артисты хора, балета, мимического ансамбля театра


Симфонический оркестр театра



Спектакль репетируют солисты:

Фауст

Александр Малышко, Алексей Михайлов, Иван Михайлов


Мефистофель

Дмитрий Кондратьев, Андрей Пужалин, Руслан Сигбатулин


Маргарита

Елена Разгуляева, Татьяна Баласанова, Зинаида Дюжова, Наталья Воробьёва


Брандер

Максим Палий, Алексей Фролов, Вадим Шишкин



Валерий Воронин о спектакле «Осуждение Фауста»

С того времени, как Берлиоз написал "Осуждение Фауста", прошло 170 лет. В Европе это произведение ставится на сцене, но в России до сих пор знали только концертное исполнение. Мы - первый российский театр, который осуществляет сценическую постановку. Но стать первыми – не самоцель.


Берлиоз был большим мастером инструментовки, и, конечно, в его музыке есть исполнительские сложности. Но у нас опытный, технически достаточно подготовленный оркестр, и для наших музыкантов сложность была в том, что у музыки Берлиоза другая специфика, совершенно иное формообразование; на первый раз она кажется непонятной, фантасмагоричной. Нужно было научиться понимать её, нужно было проникнуться ею, сделать «своей».


Константин Балакин о спектакле «Осуждение Фауста

Драматическая легенда Берлиоза «Осуждения Фауста» выходит за пределы обычного представления об опере и оратории. Грандиозная музыка в сочетании с влекущей и одновременно пугающей своей безграничностью фаустовской темой создают совершенно невероятное пространство, которое постановщики стремятся осуществить впервые на российской сцене: манящая красота Вселенной и её пугающая бездна; Человек, через себя познающий мир, сталкивающийся с противоречивыми законами Природы и бросающий вызов Творению; фантастическая реальность и правдоподобие вымысла; необъяснимые таинства Любви и Смерти; сопредельность Добра и Зла… Всё это – в «Осуждении Фауста» Астраханского театра Оперы и Балета.



• Для постановки Астраханского театра Оперы и Балета было изготовлено 100 масок лемуров


• В швейном цехе было израсходовано 220 метров искусственного меха для пошива костюмов лемуров. По задумке режиссера-постановщика Константина Балакина лемуры в данной постановке являются приспешниками Мефистофеля, злыми духами демона.


• В производственных мастерских театра было изготовлено 120 цветов и 35 бабочек, покрытых флуоресцентной краской, для создания фантастической сцены сильфов - духов воздуха с помощью которых Мефистофель погружает Фауста в сон и навевает ему видение прекрасной женщины Маргариты.


• 620 метров натурального льна было потрачено на изготовление костюмов студентов. 


• Бутафоры изготовили 99 кв.метров книг разной толщины, которыми будет «усыпана» сцена театра. На это ушло около 1 000 кв. метров специального экологически чистого материала изокома.


• Первый вариант "Фауста" был написан Гёте в 1773-1775 годах. Но лишь после 30 лет работы над драмой он издает первую её часть, содержащую уже всю историю Фауста до смерти Маргариты. Вторая часть "Фауста" появляется всего лишь за год до смерти писателя, который и сам чувствовал, что "Фауст" - ось его творчества. Когда он поставил точку в последней фразе второй части, то произнес: "Главный труд моей жизни завершен".


• Первый печатный памятник легенды о Фаусте - "Народная книга", вышедшая в 1587 году.


* Подсчитано, что только библиография работ о Фаусте или приписываемых Фаусту занимает два увесистых тома. Ему посвящено около 3 000 000 страниц печатных изданий - около 20 000 книг.