Мне выдалось в 1971-1973 годы служить в в/ч СА, где проводили учебные занятия не только военнослужащие СССР, но и военные из стран Варшавского договора (Албания, Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Румыния и Германская Демократическая Республика) и из других стран с коммунистической ориентацией. Общение с солдатами из соцстран показало советским солдатам многообразие обеспечения солдат различных армий.
К примеру, очень удивило, что польские военнослужащие возили с собой консервированный хлеб в больших жестяных банках. Перед употреблением банку варили, а потом открывали. Хлеб оказывался горячим и вкусным.
Но больше всего удивили военные из ГДР. Офицеры красовались в форме, необычайно схожей с формой фашистов, знакомой по фильмам о войне – поражали необычайно широкие галифе. Но это ещё не всё: в довольствие солдат из ГДР входил шнапс.
Солдаты всех соцстран питались со своих походных кухонь. Только вьетнамцы не гнушались советской солдатской пищей.
Особенностью в/ч, в которой мне довелось служить, было то, что все мясные консервы, а также говядина и баранина, предназначенные для солдат, уходили офицерам. Мясо для солдат шло со свиной фермы при в/ч. Свиньи с аппетитом поглощали остатки перловки и пшёнки, которые не доедали солдаты. Мне лично повезло: на продовольственном складе служил астраханец, с которым мы подружились. В свободное время я гостил у него на складе – мы пили сладкий чай с бутербродами с сыром и мясными консервами. Это очень скрашивало мою нелёгкую службу.
Я был молод и здоров, и теперь с удовольствием вспоминаю армейские годы.
Николай Иванов, поэт и публицист