Все подробности конвенции о правовом статусе Каспийского моря
Конвенция о правовом статусе Каспийского моря разрабатывалась прикаспийскими государствами с 1996 г. в рамках Специальной рабочей группы на уровне заместителей министров иностранных дел.

На основе решений Четвертого каспийского саммита, зафиксированных в Заявлении президентов сторонам удалось выработать компромиссный вариант документа, отвечающий интересам всех стран-участниц.

Подписание Конвенции на высшем уровне состоялось 12 августа в Актау в ходе Пятого каспийского саммита.

1. Заключение этого базового международного договора отвечает долгосрочным интересам и стратегическим целям Российской Федерации в Каспийском регионе. Документ фиксирует основные элементы фактически сложившегося в постсоветский период режима использования данной акватории. Принятие Конвенции будет способствовать укреплению стабильности и предсказуемости в отношениях России с партнерами по Каспию, созданию благоприятных условий для расширения взаимовыгодного сотрудничества пяти стран, а также формированию более ясной правовой ситуации в регионе, что объективно сузит поле для возможных конфликтов.
Конвенция закрепляет эксклюзивные «права» на Каспий только за прибрежными государствами, т.е. фиксирует традиционно присущий этому водоему закрытый, внутренний характер. Однозначно запрещается присутствие в нем судов под флагами некаспийских государств или вооруженных сил третьих стран.
Ни один существенный вопрос каспийской повестки дня не будет решаться без участия России. Диалог по всем общим темам будет вестись в рамках специально создаваемого механизма регулярных консультаций высокого уровня под эгидой министерств иностранных дел пяти стран – в целях эффективного выполнения Конвенции и обзора сотрудничества на Каспии. Таким образом укрепляется региональный механизм взаимодействия – каспийская «пятерка».

2. Каспийское море – уникальный практически по всем параметрам водоем. Конвенция о его правовом статусе создает особый комплексный международно-правовой режим, отвечающий насущным потребностям прибрежных государств.

Особый правовой статус Каспийского моря объясняется набором специфических географических, гидрологических и иных характеристик. Оно представляет собой внутриконтинентальный водоем, не имеющий прямой связи с Мировым океаном, поэтому не может рассматриваться в качестве моря. Одновременно в силу своих размеров, состава воды и особенностей дна Каспий не может считаться и озером. В этой связи к Каспийскому морю не применимы как положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., так и принципы, используемые в отношении трансграничных озер: на секторы разграничивается только его дно, суверенитет в отношении водной толщи устанавливается на основании других принципов.

Прибрежное государство получает полную ресурсную юрисдикцию над своим участком дна с точки зрения минеральных ресурсов дна и недр. Однако правовой статус покрывающих вод отличен. Непосредственно к берегу будут прилегать воды, находящиеся под национальным суверенитетом прибрежного государства шириной 15 морских миль. Граница этой зоны приобретет статус государственной границы (по существовавшему до настоящего времени правовому статусу госграница проходит по суше). Далее следует рыболовная зона шириной 10 морских миль. То есть эксклюзивные права на добычу биологических ресурсов будут действовать в пределах 25-мильной прибрежной зоны (сейчас – в десятимильной). За ее пределами находится общее водное пространство, где пять прикаспийских государств обладают равными правами на судоходство, рыболовство и иные виды морской деятельности.

Для России важным является пятистороннее признание в Конвенции тех принципов, на основании которых было проведено в 1998-2003 гг. разграничение участков дна с Казахстаном и Азербайджаном. По нашему убеждению, эта правовая база могла бы послужить примером и при делимитации в южной части моря, которая не является предметом пятисторонних переговоров и, соответственно, Конвенции. Прикаспийские государства пошли по пути его урегулирования между соседями в дву- и трехстороннем формате. В то же время Конвенция четко фиксирует цели такого разграничения – исключительно для недропользования, а также обязывает стороны проводить его путем переговоров на основе международного права.

3. Особое урегулирование в Конвенции получил вопрос о строительстве подводных трубопроводов. Статья 14 Конвенции постулирует право каждого прибрежного государства строить всю необходимую инфраструктуру, связанную с транспортировкой добытых углеводородов, в пределах своего донного сектора. Наряду с этим допускается строительство магистральных, например, транскаспийских трубопроводов, однако только при условии соответствия их проектов экологическим требованиям и стандартам, закрепленным в международных договорах, участницами которых являются прикаспийские государства.

В первую очередь подразумевается Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 г. (Тегеранская конвенция) и соответствующие протоколы к ней. В июле с.г. в Москве министрами экологии пяти стран был подписан Протокол по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте к Тегеранской конвенции. По Протоколу любой масштабный инфраструктурный проект на Каспии, в том числе трубопроводный, подлежит тщательной экологической экспертизе всеми сторонами, которые считают себя затронутыми, причем на самом раннем этапе планирования.

4. Что касается военного мореплавания и военного строительства на Каспии, то интересы России также учтены в полном объеме. Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря следует читать «в пакете» с Соглашением о предотвращении инцидентов на Каспийском море. Предусмотренный двумя документами режим гарантирует свободу развития Каспийской флотилии, плавания и действий российских военных кораблей в общем водном пространстве. Устанавливаются правила безопасного поведения кораблей в прибрежной зоне и в районах интенсивной хозяйственной деятельности.
Исключительная прерогатива прикаспийских государств в обеспечении безопасности в Каспийском бассейне дополнительно закрепляется протоколами к Соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии 2010 г., которые также подписываются на саммите: о совместной борьбе с терроризмом и организованной преступностью, а также о плотном взаимодействии береговых охран пяти стран.
5. С подписанием Конвенции и межправительственных соглашений о сотрудничестве в торгово-экономической и транспортной сферах создаются предпосылки для консолидации усилий прикаспийских стран в наращивании инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности Каспийского региона, особенно инфраструктурной и логистической составляющих.


Читайте также: Александр Жилкин видит в каспийской конвенции большой успех