Встреча с «Театральным проектом 27»: что предложил астраханцам частный театр из Питера

Частный театр из Санкт-Петербурга «Театральный проект 27» посетил Астрахань с постановкой сценариста Клавы Ильиной «Лис Peace» по мотивам книги Сары Пеннипакер «Пакс». В спектакле необычно всё – название, формат, подача, язык образов, отсылка к аудитории. Два вечера подряд в малом зале ТЮЗа разворачивалось завораживающее действо, полное нешуточных страстей, отчаянных приключений, жарких споров и пронзительных признаний. При этом на сцене был всего один актёр Иван Писоцкий, знакомящий зрителя с десятком разных персонажей, характеров и нравов, причём не только человеческих.

Удивительная история мальчика по имени Питер и его друга лиса с символичным именем Peace хоть и разворачивалась на фоне войны, несёт в себе позитивный мирный заряд. Стремление к миру внутри своей души, где нет места предательству, забвению и эгоизму. AST-NEWS.ru поговорил с участниками и создателями необычного проекта, позиционирующего себя как театр для подростков.

Наталия СЕРГИЕВСКАЯ, продюсер: Долгое время я работала только в государственном театре, но в какой-то момент у меня возник определённый кризис, и я решила создать свой проект. Часто возникают идеи, которые ты не можешь воплотить в гостеатре, где не отвечаешь за художественную политику. Когда захотела поставить спектакль о Стиве Джобсе, то никто не рискнул взяться за это. Тогда решив, что нужно самой воплощать задуманное, мы с режиссёром Иваном Пачиным выпустили премьеру «Сочинение про Джобса». Потом с этой постановкой мы объездили несколько престижных детских фестивалей.

«Лисе РЕАСЕ» – наш второй спектакль, который родился в содружестве с режиссёром Юлией Каландаришвили и актёром Иваном Писоцким. Нам очень нравится формат театра для подростков, очень востребованный сейчас.

Благодаря тому, что выиграли грант Российского фонда культуры, можем познакомить со своим творчеством не только жителей Санкт-Петербурга. Являясь частным проектом, мы осуществляем деятельность в основном своими силами. Это непросто. Но нам повезло, что спектакли у нас получаются и выдвигаются на театральные премии. Так постановка «Сочинение про Джобса» завевала первую премию на Международном Большом Детском фестивале как лучший спектакль для подростков. На воронежский фестиваль «Маршак» мы повезём уже «Лис РЕАСЕ».

В пандемию власти поняли, что без господдержки многие частные театры могут умереть. Если у гостеатров было обеспечение, то сотрудники независимых театров разбежались в курьеры. Тогда стали создаваться программы, помогающие частному творчеству. Например, проект Министерства культуры России «Большие гастроли» дал возможность негосударственным театрам показывать свои спектакли зрителям на всероссийском уровне.

В этом гастрольном туре нас поддержал «Ростелеком». Приятно, что маленький частный театр поддерживает большой бизнес. В каждом городе «Ростелеком» выкупил часть билетов своим сотрудникам и запустил трансляцию спектакля на своём YouTube-канале.

Мы спросили у режиссёра Юлии Каландаришвили – не было ли риском браться за спектакль, действие которого разворачивается во время войны?

Юлия КАЛАНДАРИШВИЛИ: Война – лишь препятствие для объединения связанных друг с другом персонажей. Мы не рассматриваем военную тематику, а показываем внутреннюю войну каждого героя. Война в нашем спектакле – стена между родственными душами, опровергающая близость. Тема подлинной близости для нас наиболее значимая и важная. С подростками говорить об этом сложно. Для них открываться, сделать шаг навстречу – непросто. И чем очевиднее препятствие, тем сложнее с этим бороться. Взрослые чаще считывают только первый план спектакля. Подростки же, примеряя ситуацию на себя, чувствуя потребность в преодолении обстоятельств, видят в нём отражение своего мира. Им легче смотреть наш спектакль, ведь у них ещё не сформировалось стереотипное мышление. В эмоциональном плане воспринимать его тяжелее. Многие взрослые, придя на спектакль, обнаруживают у себя болевые точки, о которых давно забыли. Были случаи, когда мужчины убегали в антракте, боявшись расплакаться при всех. Самое ценное, что зрителей рождаются определённые импульсы.

Подростковая тема в современных театрах развита не очень хорошо. Даже в ТЮЗах идут в основном спектакли только для детей и постановки, рассчитанные на взрослого зрителя. Поскольку подростки – самый конфликтный слой общества, с ними мало кто хочет связываться. А нам как раз эта возрастная ниша очень интересна.

Мы любим наш спектакль «Лис РЕАСЕ» и всегда наслаждаемся возможностью играть его. Очень рады возможности показать его в других городах. Даже небольшая поддержка для независимого театра важна. Многие люди помогают нам на энтузиазме, бескорыстно, чтобы поучаствовать в творческом процессе.

Иван ПИСОЦКИЙ, актёр: Нахожу в этой истории перекличку со своими собственными ощущениями. Со спектаклем у меня случилась любовь с первого взгляда. Астрахань стала первым городом в нашем большом гастрольном туре по югу России. На каждом месте приходится привыкать к новым условиям и находить правила игры между мной, материалом и залом. Эти особенности нужно учитывать и улавливать. Приходится адаптироваться в процессе действия.

…Гости из Санкт-Петербурга отметили, что Астрахань является чуть ли не единственным местом в стране, где действуют ковидные ограничения для посещения зрителями театров: при том, что вход доступен только при наличии соответствующего документа, так ещё и действует 50-процентная наполняемость залов.

Екатерина Некрасова