Об избыточной численности государственного аппарата говорят периодически. И начинается это обычно с самых высоких структур. Вот недавно об этом заявила глава счётной палаты Татьяна Голикова. Практически одновременно с ней поднял этот вопрос глава центра стратегических разработок Алексей Кудрин. Он, например, предложил к 2024 году сократить на 30 процентов численность госаппарата, и расходы на него.
Надо сказать, что подобные предложения и заявления уже озвучивались и не только озвучивались, но и осуществлялись на практике. Но проходило некоторое время и чиновничий аппарат снова разрастался. Подхваченная инициатива верхов, немедленно перетекала на низы. Сокращали больших чиновников, сокращали небольших, сокращали самых маленьких. Причём, самых маленьких, как правило, сокращали больше. А ведь именно от небольших начальников зависит, в первую очередь, работа предприятий, учреждений, организаций тех самых, где выпускаются товары первой необходимости, которые нужны каждому из нас повседневно.
Вот данные, обнародованные в средствах массовой информации. В царской России в XIX веке число госслужащих снизилось с 2 до 1,4 на 1000 человек, в РСФСР это количество подскочило только за первые пять лет существования до 5,2. К смерти Сталина их стало ещё больше – 10,2. За годы перестройки: с 1985 по 1994 год количество чиновников сократилось с 8,7 до 6,8. А вот с двухтысячного года до 2014 снова подскочило с 7,9 до 15,4 на 1000 жителей. Через два года, в 2016 году, в России насчитывалось 1, 4 миллиона государственных чиновников. Это без муниципальных служащих. А они составляют почти два процента всей рабочей силы.
В Астраханской области, как и в других регионах, ощущается избыток чиновничьего люда. И не удивительно, что руководители региона и города периодически «прореживают» свои аппараты. Год назад, в марте 2016 года, сделал перетряску своих структур Олег Полумордвинов. По его инициативе в горадминистрации были сокращены три управления: координации деятельности по обеспечению общественной безопасности, документационного обеспечения главы администрации, гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Их полномочия распределили между другими структурными подразделениями.
Как явствует из отчёта в одной из местных газет, в связи с упразднениями названных выше структур, изменилось количество заместителей главы администрации города. В новой структуре их стало вдвое меньше: четыре вместо восьми. Такие структурные изменения повлекли за собой уменьшение финансовых затрат, которые, надо полагать, были направлены на городские нужды.
Чем же так манит государственная служба? Во-первых, своей социальной защищённостью. Во-вторых, у чиновников разных рангов много разных мелких социальных льгот. Взять, к примеру, отпуск. Он у чиновников длится 48 дней. И зависит от выслуги лет. Чиновнику по его чину положено санаторно-курортное лечение и бесплатное обязательное медицинское страхование.
Как бы мы не хотели, чтобы чиновников в нашей стране было меньше, оказывается, у нас их и так не в избытке. По официальным данным, в Канаде и в Скандинавских странах государственных служащих на душу населения в 2-3 раза больше, чем в России. В Германии, Японии, Соединённых штатах, Израиле и многих европейских странах показатели количества чиновников на 1000 человек практически такие же, как в России. Так что проблема не в чиновниках. А в том, что эти самые чиновники, значащиеся в разных структурах федерального, регионального и муниципального уровня просто-напросто дублируют функции. Поэтому, как считают аналитики, государственное управление не должно быть таким громоздким, а скорее всего компактным. А главное – подотчётным. И надо сказать, что именно бесконтрольность за работой чиновников больше всего и раздражает население. Теперь, надо полагать, ситуация изменится. Инициатива об отчётности чиновников федерального уровня перед населением внесена на весенней сессии группой парламентариев во главе с Валентиной Матвиенко. Ну а коль станут отчитываться федералы, их примеру последуют и чиновники на местах.
AST-NEWS.ru
Надо сказать, что подобные предложения и заявления уже озвучивались и не только озвучивались, но и осуществлялись на практике. Но проходило некоторое время и чиновничий аппарат снова разрастался. Подхваченная инициатива верхов, немедленно перетекала на низы. Сокращали больших чиновников, сокращали небольших, сокращали самых маленьких. Причём, самых маленьких, как правило, сокращали больше. А ведь именно от небольших начальников зависит, в первую очередь, работа предприятий, учреждений, организаций тех самых, где выпускаются товары первой необходимости, которые нужны каждому из нас повседневно.
Вот данные, обнародованные в средствах массовой информации. В царской России в XIX веке число госслужащих снизилось с 2 до 1,4 на 1000 человек, в РСФСР это количество подскочило только за первые пять лет существования до 5,2. К смерти Сталина их стало ещё больше – 10,2. За годы перестройки: с 1985 по 1994 год количество чиновников сократилось с 8,7 до 6,8. А вот с двухтысячного года до 2014 снова подскочило с 7,9 до 15,4 на 1000 жителей. Через два года, в 2016 году, в России насчитывалось 1, 4 миллиона государственных чиновников. Это без муниципальных служащих. А они составляют почти два процента всей рабочей силы.
В Астраханской области, как и в других регионах, ощущается избыток чиновничьего люда. И не удивительно, что руководители региона и города периодически «прореживают» свои аппараты. Год назад, в марте 2016 года, сделал перетряску своих структур Олег Полумордвинов. По его инициативе в горадминистрации были сокращены три управления: координации деятельности по обеспечению общественной безопасности, документационного обеспечения главы администрации, гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Их полномочия распределили между другими структурными подразделениями.
Как явствует из отчёта в одной из местных газет, в связи с упразднениями названных выше структур, изменилось количество заместителей главы администрации города. В новой структуре их стало вдвое меньше: четыре вместо восьми. Такие структурные изменения повлекли за собой уменьшение финансовых затрат, которые, надо полагать, были направлены на городские нужды.
Мало чиновников не всегда хорошо. Но и много – ничего хорошего. Государственные служащие должны всегда быть нацелены на то, чтобы облегчить жизнь рядовых граждан, обеспечивать им необходимые социальные блага. У нас же государственное управление всё больше зацикливается на функциях ограничения законных прав граждан. Что, естественно, не делает им чести.Огромная чиновничья рать требует удовлетворения своих собственных нужд. По некоторым данным, средний официальный денежный доход Федерального чиновника составляет 200 тысяч рублей в месяц. Регионального – 70 тысяч. Международная организация труда считает, что заработная плата не может более чем в четыре раза превышать среднюю зарплату большинства работающего населения. У нас таких, кто получает в месяц 20 тысяч рублей насчитывается 92 процента.
Чем же так манит государственная служба? Во-первых, своей социальной защищённостью. Во-вторых, у чиновников разных рангов много разных мелких социальных льгот. Взять, к примеру, отпуск. Он у чиновников длится 48 дней. И зависит от выслуги лет. Чиновнику по его чину положено санаторно-курортное лечение и бесплатное обязательное медицинское страхование.
Но самое главное, становясь чиновником, человек начинает контролировать определённые ресурсы. А это частенько ведёт к противозаконным действиям: воровству, взяточничеству.Прокуратура Астраханской области подвела итоги работы за первые шесть месяцев текущего года. Чиновников, путающих чужой карман со своим хватает. В связи с утратой доверия освобождены от занимаемых должностей пять человек. Хватает и таких, кто предоставляет недостоверные отчёты и сведения о доходах и расходах. За 2016 год под этой формулировкой 123 человека.
Как бы мы не хотели, чтобы чиновников в нашей стране было меньше, оказывается, у нас их и так не в избытке. По официальным данным, в Канаде и в Скандинавских странах государственных служащих на душу населения в 2-3 раза больше, чем в России. В Германии, Японии, Соединённых штатах, Израиле и многих европейских странах показатели количества чиновников на 1000 человек практически такие же, как в России. Так что проблема не в чиновниках. А в том, что эти самые чиновники, значащиеся в разных структурах федерального, регионального и муниципального уровня просто-напросто дублируют функции. Поэтому, как считают аналитики, государственное управление не должно быть таким громоздким, а скорее всего компактным. А главное – подотчётным. И надо сказать, что именно бесконтрольность за работой чиновников больше всего и раздражает население. Теперь, надо полагать, ситуация изменится. Инициатива об отчётности чиновников федерального уровня перед населением внесена на весенней сессии группой парламентариев во главе с Валентиной Матвиенко. Ну а коль станут отчитываться федералы, их примеру последуют и чиновники на местах.
Борис Стрелецкий, астраханский областной общественно- политический еженедельник «Факт и компромат», № 40 (750), 2017 г.