Главный редактор газеты «Факти компромат» Глеб Иванов беседует с известным астраханским социологом, психологом, политическим деятелем, депутатом астраханской гордумы 2000-2004 гг., журналистом Сергеем Манцуровым.
ГЛЕБ ИВАНОВ: Сергей Константинович, здравствуйте! Читатели «Факта» хорошо помнят вас по таким разноплановым, но всегда интересным материалам, которые вы, я знаю, всегда с большим удовольствием готовили для нашего еженедельника. В политике вы далеко не новичок, свыше 15 лет длится ваша политическая карьера. В настоящее время ваше участие в политике города и области не снизилось, но напротив, возросло. В подтверждение этому – ваше участие в выборах главы администрации Енотаевского района в марте этого года. На них вы, кстати, получили немало голосов избирателей.
В политике вы всегда остро реагируете на особенно болезненные события и процессы. Многим особенно запомнилась ваша яростная критика в первой половине «нулевых» тогдашней «примадонны» астраханской политики - Игоря Безрукавникова, а также наиболее одиозных, надоевших астраханцам членам его команды.
Прошли годы. Кто из действующих политиков Астраханской области привлекает ваше особое внимание и почему?
СЕРГЕЙ МАНЦУРОВ: Приветствую вас, Глеб Николаевич! Очень рад нашей встрече! Есть люди, которые не могут не привлекать внимания, потому как несут позитив, созидание, добро. Другие же выделяются негативом. И тех и других достаточно много. Не так давно моё внимание привлекала Светлана Кудрявцева. Связано это было с рядом нехороших обстоятельств. После этого она покинула пост главного архитектора города. Теперь Кудрявцева – это уже история. Бывший мэр города Безрукавников тоже интересовал меня… Были у нас с ним конфликты, что скрывать. Безрукавников теперь история. Есть у нас с вами такой депутат Шеин. Привлекает он моё внимание своими действиями, которые я оцениваю крайне плохо. Посмотрим, что покажут выборы…
В целом же у нас в городе и области огромное количество очень добрых и хороших людей. Их десятки тысяч. Эти люди находятся на разных чиновничьих должностях, а так же в судах, в милиции, в предпринимательской среде, в школах, общественных объединениях, политике, муниципальных организациях и т.д. В других регионах всё несколько иначе, а в астраханском много людского, чистого добра и позитива. Это очень радостно!
ИВАНОВ: А что насчёт общественников, Сергей Константинович? Какое положение сейчас на фронте общественных организаций, общественных движений нашего края?
МАНЦУРОВ: Всё непросто. Общественные организации как всегда держатся на голом энтузиазме. Тотальная нехватка денежных средств у наших общественников – большая проблема региона.
Очень много ценных проектов уничтожены безденежьем. Закон об общественных объединениях граждан надо менять. Наверное, некому взяться за законопроект…
В нашей сегодняшней ситуации само существование общественных объединений – это уже подвиг. Когда нет денег, даже сдача нулевых отчётов в налоговые органы становятся проблемой. Многие закрываются из-за того, что их просто мучают отчетами и всякими несправедливыми отчислениями.
Если у ряда граждан появляется хорошая, полезная идея, и они объединяются, то, как правило, не думают о бюрократической государственной машине. В результате часто получается, что вместо того, чтобы заниматься своими уставными задачами, руководство объединения граждан просиживают свободное время в очередях и коридорах властных структур.
Ситуацию надо изменить в корне. Всем объединениям граждан, которые действуют на протяжении пяти лет и более, должны быть выданы серьёзные государственные дотации. Миллионов по 10 надо давать таким.
Конечно, в нашем регионе есть серьёзные общественные объединения, которые держатся почти при полном отсутствии финансирования. Я не знаю, каким чудом это у них получается. Возьмём, к примеру, Александра Даирова, руководителя астраханских поисковых отрядов. Организация прививает юношам и девушкам дисциплину, патриотизм, культивирует верные ценности. Выезжая на места сражения в период 1941–1945 годов, Даиров с ребятами производят эксгумацию останков. Проводят перезахоронения. Работа достаточно опасная. Ведь попадаются и оружие, и неразорвавшиеся снаряды. На мой взгляд, когда организация занимается перезахоронением солдат, находит их посмертные медальоны, открывает новые имена героев войны – это очень положительно. С другой стороны есть и неприятные моменты.
Не одни кости не стоят жизни сегодняшних мальчишек и девчонок. А ведь здесь до несчастья близко. Я бы не рекомендовал родителям отпускать детей в такие походы. Участвовать в раскопках мин, снарядов, должны профессиональные сапёры. Просто удивительно, почему этим не занимается армия и военкомы, и почему это так интересно энтузиастам.
С другой стороны, интересует другое: мы ни разу нигде не слышали и не читали, что поисковые отряды Даирова находили при перезахоронении погибших во время Великой Отечественной Войны, к примеру, медали, или ювелирные изделия, прочие материальные ценности? Неужели за всё время работы астраханских поисковиков им ни разу не попадались такие вещи?
Данные находки надо сдавать государству, в музей…. Я допускаю, что такое делается, но если такие находки случаются и сдаются, как положено, почему об этом не сообщается общественности? Здесь имидж поисковиков вообще, и Александра Даирова в частности многократно бы возрос. Но почему-то я и мои знакомые этого не слышали. Может, совсем не находят ничего ценного. А может, и нет.
ИВАНОВ: Вот что пишет наш читатель Ринат с Больших Исад: «Частенько заходил в пекарню, которая перед мостом на сетевязальную фабрику. Так и манит туда запах свежего хлеба! Зашёл так и в прошлый вторник ранним утром, дверь в торговый зал пекарни уже была открыта, зайдя, я обратился к продавщице, которая чем-то была занята, с вопросом - сегодняшний хлеб или нет. Она сказала, что свежий. Я ещё раз спросил, сегодняшний хлеб? И снова получил ответ – свежий. Взял батон, посмотрел на штамп с датой на этикетке – стоит число сегодняшнее, но мне не показалось, что хлеб испечён буквально несколько часов назад. По моему мнению, он был в лучшем случае вчерашним. Пришлось мне ещё раз спросить у продавщицы, сегодняшний у неё хлеб в продаже или нет. Она сначала молчала, а потом стала на меня кричать, почему я у неё одно и то же несколько раз спрашиваю. Но я так и не получил нормального ответа на мой вопрос! Уходя, сказал, что больше никогда к ним не приду, на что услышал, что ей от этого очень даже хорошо будет».
МАНЦУРОВ: В наших магазинах ещё и не то случается! Побить могут…. И даже изнасиловать. Был не так давно такой случай. Покупательница зашла в магазин, а продавец закрыл дверь и всё…
ИВАНОВ: Что вы, Сергей Константинович, можете сказать про образование в регионе? Какие проблемные точки отметите в первую очередь?
МАНЦУРОВ: В наше непростое время важный вопрос в сфере образования, как в стране, так и в области - это безопасность учащихся и педагогов. В школах, детских садиках работает охрана – это хорошо. Однако охрана есть не везде. Возникают нарекания по художественной школе №1. Она находится по адресу: ул. Никольская, дом 13. Во-первых, там совсем не видно охраны, хотя она там нужна. В школе занимаются и маленькие дети, и вполне уже сложившиеся молодые люди, девушки. Во-вторых, занятия в этой школе отчего-то проводятся допоздна, даже в 22 часа там можно застать открытые двери, кучу сидящих за мольбертами учащихся и пару каких-то непонятного вида и манеры поведения молодых людей, которые ведут себя в этом здании, как хозяева. Кем они являются, какие они имеют права, какую ответственность несут, неясно. Как-то это несолидно и небезопасно для учреждения, располагающегося в самом сердце Астрахани!
Также у граждан имеются нарекания по лицею №1, что на улице Шелгунова. Родители жалуются, что учитель преподаёт свой предмет плохо, а после уроков проводит дополнительные индивидуальные занятия, за которые собирает по 250 рублей в час с каждого ученика. Почти весь класс ходит на эти дополнительные занятия каждую неделю. Кто бедней, тот учится на двойки, и как результат - недавно не сдали экзамен. Вот теперь этих ребятишек отчисляют из лицея. Разве дети виноваты, что у родителей не хватает средств на такие платные услуги?
ИВАНОВ: Какая, на ваш взгляд, лучшая школа города?
МАНЦУРОВ: Гимназия №3, что на площади Шаумяна. По целому ряду причин, главная из которых - отличное и профессиональное руководство.
ИВАНОВ: Вы известны как последовательный критик депутата Шеина. В чём вы видите его основную ошибку как политика и как человека?
МАНЦУРОВ: Да их, ошибок этих, масса, Глеб Николаевич! Большие и маленькие, катастрофические и непростительные. Фатальная – в кадрах. Они же, кадры, всё решают - это не я открыл. Шеин перед избирателями всегда подчеркивает свою бедноту, говорит, что живет с мамой в пятиэтажке, а вот, к примеру, помощник Шеина из Ахтубинска - Василий Ворох - живёт хорошо. У него хорошая машина. В этом году в Турции отдохнул и вообще не прибедняется. Хотя зарплата всего 10 тысяч деревянных. Раньше Шеину помогали энтузиасты, а теперь, видимо, ему приходится много платить, чтобы хоть кто-то был рядом. Конечно, основные свои миллионы он аккумулирует к выборам. Тогда любой сможет заработать или получить просто так в штабе Шеина. Пусть на дорогую иномарку не хватит, так хоть на «жигули» с пробегом.
Ещё другой ближайший помощник Шеина – Михаил Бочкарёв. Человек тоже серьёзный, не бедный и, как водится, с хорошей машиной. Здесь расскажу забавную историю.
Один раз Бочкарёв хотел избираться на солидную должность. Энтузиасты много работали и собрали ему подписи избирателей. Подписные листы Бочкарёв должен был удостоверить своей подписью. В конце каждого подписного листа поставить свой автограф. Листов было не мало. Часть Бочкарёв подписал, а остальные поленился и бросил это дело... Естественно, не пошёл сдавать свои подписные листы в избирательную комиссию. На выборы не попал.
Кадры – это ошибка Шеина как политика. А корень его человеческих ошибок, на мой взгляд, в отсутствии сердечности.
ИВАНОВ: Напоследок ещё удивите чем-нибудь наших читателей? Какая главная политическая интрига?
МАНЦУРОВ: Это, как вы прекрасно понимаете, не результаты предстоящих парламентских и президентских выборов – с ними и так всё ясно. Главное – предстоящее слияние Астраханской области с рядом других регионов ЮФО в единую территорию, суперрегион. Главенствующую роль в нём якобы будет играть Волгоград и волгоградская элита, которая уже давно перестала стесняться и начала проводить экспансию в наш регион: экономическую, информационную. Кажется, что один шаг остался до политической экспансии де-факто, а затем и де-юре.
Волгоградские, да и калмыцкие эмиссары всё чаще наведываются на астраханскую землю, как правило, в неофициальном порядке, буквально «под прикрытием», в роли журналистов, религиозных деятелей, и не только.
Астраханцы от всего этого могут не только выиграть, но и проиграть. Какую позицию по данному вопросу занимают наши власти, пока не вполне ясно. Есть отдельные мнения и большое количество вопросов.
ИВАНОВ: Сергей Константинович! Мы смогли затронуть не все волнующие наших земляков вопросы. Если наши читатели захотят продолжить общение с вами напрямую, как им можно связаться с вами?
МАНЦУРОВ: Приглашаю всех посетить на мой блог в Живом Журнале, который расположен по следующему адресу: mantsurov.livejournal.com. Мои публикации в интернете может комментировать любой человек, там же есть адрес моей электронной почты. Скоро я открою наше новое интернет-представительство, адрес которого, я надеюсь, читатели «Факта» сразу же узнают.
ИВАНОВ: Благодарю за интересную и содержательную беседу!
"Факт и компромат" № 16, 04.06.11.