Всё для народа: какая катастрофа кроется за запретом на ловлю воблы

Гибель рыбы ― одна из актуальных тем современности. Пока ученые ищут способы предотвратить приближающуюся экологическую катастрофу и выдвигают абсурдные решения, стоит проанализировать: к чему это может привести. Дело не из легких, но мы попробуем.

Начнем, пожалуй, с науки, которая говорит, что 90 процентов проблемы кроется в обмелении рек. Но почему именно этот факт не берется в расчет прежде всего - большой вопрос. Вместо решения главной задачи, решили идти по самому легкому пути ― запретить вылов воблы. Из-за это на повестке дня встал вопрос: что делать простым рабочим и потомственным рыбакам из астраханских сел, которые только так могут прокормить свои семьи.

Темой многих совещаний в ушедшем году стал сброс воды в акваторию Нижней Волги. В октябре заместитель председателя астраханского правительства Михаил Богомолов отметил, что попахивает жареным. Ситуация катастрофическая и как будут дальше жить люди, если уровень воды в створе Астрахани упал более чем на 60 сантиметров, а в районах области и вовсе дела обстоят гораздо хуже. Настоять на большем объеме сброса не удалось, возмутились другие регионы. Решено было оставить все как есть. 

Сейчас же жители многих сел остаются без водопроводной воды, берега мелеют, а рыба гибнет. Паводок в 2021 году не обошелся без заморов. Несмотря на то, что даже подростки вышли на тропу войны, вооружившись сачками и сетями, а жители кидали клич о помощи в местные интернет-группы, уберечь всех мальков не удалось. Мало того, что воды мало, ее еще и спускают крайне не вовремя для нереста.

Ну и извечная тема ― браконьеры. Астраханская область, конечно, знаменита рыбалкой, но масштабы трагедии после туристов становятся больше. Некоторые так зарабатывают, другие просто от жажды наживы пытаются забрать все, на что глаза смотрят ― Астрахань ведь рыбный край, местные сами как-нибудь справятся. Не будем лукавить и спускать всех собак на гостей региона, внутри нечистых на руку тоже хватает. Ну, а тем временем охраны у водоемов раз-два и обчелся. По нашим данным, после сокращения штата Рыбнадзора осталось прядка 50 инспекторов. И это на 140 гектаров полоев.

А теперь и вовсе настали темные времена, когда простым рабочим запрещают ловить рыбу в один из самых удачных периодов – в апреле. Сохранение воблы, конечно, вопрос важный, но те ли инструменты идут в ход?

Получается, под удар ставят как простых работяг, которые, возможно, только так и могут прокормить свою семью, так и целые предприятия, на которых трудятся, на минуточку, восемь тысяч астраханцев. Все они, по сути, жители местных сел. Как считаете, сильно ли отразится на них даже временный запрет на ловлю воблы? Вопрос, конечно, риторический.

Господа чиновники наверняка уже прикинули себе, во что обойдутся астраханцам эти ограничения. Если учесть, сколько получают рыбаки за воблешку, которой славится наш регион, по сравнению с лещами. Ведь многие, действительно, с нетерпением ждут, когда же рыба пойдет, чтобы возможность обеспечить семью стала не призрачной. Теперь же светлый луч надежды в глазах многих, и без того сводящих концы с концами, потухает. Обсуждения по федеральной инициативе на запрет вылова воблы еще пройдут, и введен ли он будет с 1 по 10 апреля или же с 20 по 30 апреля – в любом случае для многих этот месяц может стать катастрофическим в году. 

Стоит ли игра свеч - увидим. Но вряд ли за 10 дней удастся в корне изменить ситуацию к лучшему, а то и есть большой риск сделать все намного хуже. К сожалению, перспектива не внушает доверия. Скорее всего, многие пополнят собой статистику оттока населения из Астраханской области. Другие пополнят ряды браконьеров. Третьи же могут сделать ход конем и мелькать в релизах правоохранительных органах. Как говорится, надо учиться на чужих ошибках, в частности у других регионов.

Самое странное во всей этой истории ― для любителей-рыболовов запретов нет. Более того, с 2017 года количество разрешенной добычи в сутки увеличилось с 5 до 10 килограммов. Казалось, это значит, что рыбы сейчас больше, чем раньше. Однако ситуация плачевная.

Все с точностью до наоборот ― раньше был запрет для любителей, чтобы отвадить их от мест нереста. Теперь же запрет для профессиональных рыбаков, обычных трудяг на предприятиях, которые, по сути своей, к нерестилищам не приближаются.