Обычно к телевизионным программам я отношусь спокойно, но передача «Позиция» на канале «Астрахань 24» от 1 марта 2016 года на тему кладбищенских астраханских экскурсий даже меня, пожилого пенсионера, задела за живое.
Полностью поддерживая позицию главного редактора «Факта и компромата» Глеба Иванова, не могу не отметить, что краевед Радмила Таркова подкупает своей бесспорной, но весьма избирательной эрудицией, очевидной увлечённостью и личной сопричастностью к истории нашего города.
В связи с этим уверен, что как бы юношеский максимализм Радмилы Тарковой в вопросе кладбищенских экскурсий – это не цинизм или злая шутка, а всего лишь временное заблуждение на ниве культурного строительства за бюджетные деньги.
Кажется несколько диковатым то обстоятельство, что на заявленную в телеэфире тему вообще нужно спорить. Есть знаменитое выражение «деньги любят тишину». Кладбище – это сама тишина. У кладбища есть своя аура, эстетика, музыка, если хотите. Смерть не терпит суеты.
Делать деньги на «кладбищенской экзотике» – безнравственно, а в астраханском варианте – и безнадёжно.
Я помню в детстве, в пятидесятых годах, мы, мальчишки, бегали на кладбище смотреть на мраморную женщину, установленную в старинном склепе. Это была единственная достопримечательность кладбища. Самолётный пропеллер на могиле нам не особенно нравился, не нравились нам и красные звёзды вместо традиционных православных крестов. В этих набегах на кладбище было больше жажды рискованного приключения, чем экскурсионного, познавательного интереса.
Вспомним «Трое в лодке, не считая собаки» Джерома: три путешествующих друга наотрез отказались посетить местное кладбище, хотя сторож этого печального места, по примеру Радмилы Тарковой, страстно уговаривал их на экскурсию по могилам. То есть, ироничный писатель на этом примере мягко высмеял увлечённость кладбищенской экзотикой со стороны мечтающих заработать персонажей.
Уважаемой Радмиле Тарковой могу предложить следующие беспроигрышные варианты того, как сделать астраханское кладбище процветающим экскурсионным объектом, куда бросятся толпы туристов из ближнего и дальнего зарубежья:
1. По примеру знаменитых кладбищ Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа, Лондона, Рима и прочих мировых столиц, – взять да и стать мировой столицей, а не просто столицей Прикаспия. То есть, не фигурально выражаясь, а именно стать откровенной и окончательной столицей не в литературном смысле, а в самом что ни на есть инфернально-предзагробном значении – как де-юре, так и де-факто. Этот вариант, проговорённый вслух, мало чем отличается от скороговорной манеры изложения мыслей самой Радмилы Тарковой – блестящей, завораживающей, вводящей в некий нервический транс.
Конечно, Радмила Таркова не Цицерон, но уж с её профессией краеведа-экскурсовода нужно было бы изучить хотя бы азы ораторского искусства.
2. Для привлечения туристов необходимы знаковые могилы знаменитых людей. В этом случае Радмила Таркова, по примеру гоголевского Чичикова, скупавшего всего лишь мёртвые ДУШИ, может ездить по знаменитым кладбищам России и мира и скупать за счёт бюджета Астраханской области мёртвые ТЕЛА знаменитых людей.
Расходы оправдаются в течение первого же года работы самой Радмилы Тарковой в качестве непревзойдённого экскурсовода.
3. Триумфальным началом воплощения в жизнь мечты-идеи Радмилы Тарковой о туристах на астраханском старом кладбище безусловно может стать будущее захоронение на нём (ведь все мы смертны) самой Радмилы Тарковой, беззаветно кладущей свою жизнь на алтарь служения родному краеведению с кладбищенским уклоном.
А если серьёзно, привлекать бюджет области к обсуждению и решению таких вопросов, имея личный интерес войти в историю во всех её смыслах, – по меньшей мере, неэтично.
Радмила Таркова, по-видимому, имеет отношение к буддизму, который, между прочим, относится к смерти весьма прагматично и не даёт шансов для кладбищенских экскурсий. Ведь по старой ламаистской практике после смерти тела не хоронили, а оставляли в степи, где о трупах заботилось степное зверьё.
Хочется посоветовать уважаемой Радмиле Тарковой направить свою бьющую ключом энергию в другое русло, обходящее стороной русские православные погосты, ибо нет в народных традициях платных кладбищенских экскурсий.
И последнее: благими намерениями вымощена дорога не на кладбищенскую экскурсию, а прямиком в Ад.
Михаил Воронов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 8 (666)