Некоторое время назад мой знакомый дачник Иван Петрович Переверзев привёз на рынок помидоры. Решил продать. Солнце жжёт нещадно. Плоды спеют прямо на глазах. Не соберешь день-другой – и могут потечь прямо на корню. А кому от этого польза? Никому. Вот и решил, пока помидоры не перезрели, отвезти их на продажу. Примостился на свободное место. Разложил товар. Стал предлагать. Быстро народ налетел. Помидоры у Ивана Петровича отменные. Старых, ещё советских сортов. Таких теперь днём с огнём не сыщешь. А он их холит и лелеет. Отбирает семена собственноручно. Тщательно и любовно готовит к высеву в закрытом грунте. А потом также тщательно и любовно заботится, когда рассаду вынесет на место посадки. Вот и получаются они у него особого качества. Сладкие, вкусные. От таких не откажешься, если хоть раз попробовал. К тому же, чтобы долго не стоять, Иван Петрович стал продавать их на два рубля дешевле, чем другие, продающие по-соседству.

Добрый товар раскупили быстро. Осталось всего ничего, когда к нему подошли два огромных амбала.

- Ты чё это, дед, борзеешь? По дешёвке помидоры продаёшь? Не видишь что ли, по какой цене другие торгуют?

- Вижу. Но причём здесь другие? Товар мой. Сам выращивал. Не перекупал, как некоторые. Поэтому и продаю по цене, какая мне выгодна.

- Выгодна только тебе. А не другим. А ты об этом забыл. Решил продать побыстрее. Негоже так делать. Поэтому предупреждаем: или торгуй, как все, или сматывай удочки. Понял? Иван Петрович человек понятливый. Восьмой десяток на свете живёт. Артачиться не стал. Тем более, что и осталось-то у него совсем немного помидоров. Собрался и без лишнего шума уехал домой. По другой, более высокой цене, продавать принципиально не стал. Может быть, в другой раз будет придерживаться законов рынка, только не на этот раз…

Теперь Иван Петрович продаёт свою продукцию по единым ценам. Как все. Во избежание проблем.

Вот сейчас много говорят о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Говорят, что это будет настоящим благом для нашей страны. Но всё не так просто, как многие представляют себе вступление в ВТО. Она, эта торговая организация, это всё равно, что астраханские рынки. Хочешь – не хочешь, а заставят тебя торговать по единым правилам и законам. Заставят торговать только тем товаром, который нужен и выгоден для всех стран, состоящих в этой самой организации. Не поэтому ли разделилась страна на яростных сторонников и противников вступления в ВТО? Короче говоря, есть серьёзный повод поразмышлять над этим.

Главным доводом для тех, кто за вступление в ВТО является то, что вступив в эту организацию наша страна получит огромные возможности для продвижения своих товаров на международный рынок. А это значит, что у нас появляется шанс «соскочить с нефтяной иглы» и начать открытую конкуренцию с ведущими странами мира в различных отраслях производства. Те, кто против вступления, уже сейчас предупреждают о низкой конкурентной способности наших товаров. Зато, говорят они, Россию захлестнёт настоящий девятый вал заморской еды и ширпотреба. Но истина, конечно, где-то посередине.

Международная система требований к товарам, по сравнению с нашей, довольно строгая. Даже, можно сказать, изощрённая. Проверяется не только конечный, конкретный тот или иной продукт, но и система его производства: от источника сырья и заводских цехов, до транспортировки и уровня подготовленности всего задействованного персонала сверху до низу. А это процедура не совсем простая. Давайте задумаемся: есть ли у нас в стране предприятия, которые могут соответствовать предъявляемым требованиям? Наверное, есть. но их довольно мало. А сможем ли мы в случае вступления в ВТО добиться успеха на тех или иных рыночных направлениях? Возможно, сможем, потому что некоторые крупные компании уже перешли на новые правила работы. Это, в первую очередь, касается фармацевтических предприятий. Перестраиваются на новые условия работы и новые технические регламенты предприятия отрасли агропромышленного комплекса, к примеру – молочное производство. Теперь в техрегламент по молоку вводятся такие понятия: молочная продукция, молочный составной продукт, вторичное молочное сырьё, побочный продукт переработки молока, молоко: сырое, цельное, обезжиренное, молочный напиток, сухое цельное молоко, сливки….

Всего 102 наименования. Не должно допускаться написание на потребительской таре «молоко», «кефир», «сметана», если используется молоко сухое цельное или обезжиренное сухое.

Короче говоря, федеральный закон – «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», недавно принятый, призван приблизить молочные изделия, производимые в России, к стандартам, утверждённым в странах единого экономического содружества. В Финляндии, к примеру, не дают определение «молоко», если в его составе есть хотя бы один процент «порошка». На наших молочных заводах, в том числе астраханских, не обходятся только натуральным молоком. Зачастую высыпают в тёплую воду сухое вещество, размешивают, разливают. Вот и всё. Пейте люди на здоровье!

К сожалению, под видом молока в наших магазинах сейчас нередко появляются пакеты с красивыми картинками, в которых обычный порошковый коктейль. Вступление в ВТО заставит российских производителей молока подстраиваться под новые стандарты. Иначе проблем не избежать.

Борис Касаткин,

"Факт и компромат" №22, 23.07.10.