Взгляд на Астрахань из экскурсионного автобуса
Астрахань — Мекка для туристов. И не только для рыболовов-охотников. Многие самарцы, нижегородцы, пермяки и жители других волжских и камских городов с удовольствием ежегодно приезжают в наш город. Как туристы теплоходных круизов. Понятно, что городов посещения из круиза, как из слов песни, не выкинешь. Так что любители путешествий по Волге просто обречены на знакомство с Астраханью. И похоже, что стараниями экскурсоводов и водителей автобусов, озеленителей и музейщиков им часто хочется это знакомство повторить.

Парковка — дело тонкое

Для экскурсантов водитель автобуса незаметен — как почтальон из знаменитого рассказа Честертона. Или — естественен, как солнечный свет, о котором вспоминают, лишь когда небо затягивается тучами. А ведь чтобы проехать на большом автобусе по улицам города, сохранившим очертания и размеры XVIII века, нужно быть большим профессионалом. Практически непрерывная линия парковки местных авто с каждой стороны улицы — дело обычное. Некоторые же «умники» умудряются втискивать свое транспортное средство на центральных улицах, что называется, вторым бортом. Абсолютно не задумываясь, что создают помехи для движения машинам покрупнее легковушки. Глупость? Недальновидность? Скорее всего, просто-напросто тупая вера в собственную исключительность. И большим докой нужно быть самому водителю туравтобуса, чтобы потом найти место и припарковаться у кремля. Частенько при этом экскурсантам приходится «пилить» до главных ворот от площади Ленина или улицы Адмиралтейской. В жару это весьма утомительно, даже опасно, особенно в пожилом возрасте.

Оскомину набил и разговор о частых ограничениях движения в дни городских праздников и ремонтных работ, из-за которых мы становимся все более негостеприимным городом (хотя, вроде бы хотим, чтобы туристы приезжали). Последний штрих, затрудняющий работу водителей этим летом, — деревья на узких улицах порой смыкаются сверху с обеих сторон, почти что как в аллеях. При проезде в таких местах крыша автобуса уподобляется барабану, дробному перестуку которого внимают пассажиры. Деревьев жалко и автобусов, которые явно являются пасынками на наших дорогах.

Прагматики, неутомимые и все-все-все

Теперь о тех, кого перевозят большие автобусы — об экскурсантах, которых в этом сезоне стало ощутимо больше. Их можно разделить на несколько типов.

Первый — прагматики. Главный их вопрос «А это съедобно?». Задают его при виде любого растения с плодами. Глаза загораются даже при виде коробочек катальпы и шишечек туи. Хорошо еще, что сразу в рот все не тянут. В прошлые годы отсутствовали. Кризис, однако. Причем, планетарный. Так себя ведут не только соотечественники.

Второй — неутомимые. Хотят успеть везде. Поэтому основной вопрос: как куда-либо попасть? Мечты о посещении Каспийского моря экскурсоводам приходится в силу малого времени стоянки теплохода и отсутствия быстроходных судов, типа ракет и метеоров, отметать сразу. Особняком стоит вопрос о пляже: попасть можно, но сложно и вряд ли понравится. При объяснении ситуации гид чувствует себя в некоторой степени инструктором новичков-туристов, готовящихся к походу высокой категории сложности через некий горный перевал. Можно отговорить, а можно и разрешить попробовать — чтобы потом почувствовали себя настоящими экстремалами и зауважали себя.
Из музеев предпочитают филиалы Картинной галереи, лидер спроса — Музей Хлебникова.

Напоследок — зарисовка с натуры. Входя, практически вбегая в кремль, энергичная женщина громко вопрошает: «Где здесь пыточная башня?». Получив ответ, что вот, здесь рядом, она разворачивается, хватает за руку спутника и с криком: «Ну, пойдем!» целеустремленно тащит его в указанном направлении.

Еще один тип — недоверчивые. Излюбленный вопрос «Так было или не было?» задают по любому поводу. Мужчин больше интересуют исторические факты, клады, женщин — дела житейские. К примеру: «Астраханских девушек действительно хотели выдать замуж за иностранцев в 1705 году?». Типа — экскурсовод уж, разумеется, все это помнит и им-то непременно расскажет всю правду. Причем вне зависимости от того, что утверждают по этому поводу исторические источники.

С детьми, чья фантазия помогает справиться с предлагаемой информацией и даже дополнить ее, порой интереснее. Так, юный экскурсант годков двенадцати с удовольствием развивал гипотезу концепции скульптурных изображений на площади Ленина (архитекторы-то ее так и не представили), согласно которой один мальчик спит и видит себя во сне чуть ли не в ином мире, окруженном группой морских чудищ. Ну чем не Сальвадор Дали «Сон разума рождает чудовищ» или «Сон, прерванный полетом пчелы»?

Кинопиар

Новых впечатлений и знаний, впрочем, жаждут все (иначе чего бы еще на экскурсии отправляться). Но отличаются уровнем восприятия. Проще всего этот уровень можно ощутить в беседе о фильмах, снимавшихся в Астрахани. «Не может быть» — бессменный хит всех турвремен и турнародов. Некоторые уже посмотрели «День выборов-2», более продвинутые сознаются, что видели «Орду». И совсем уж редкий зритель-турист реагирует на «Бумажного солдата» Алексея Германа-младшего и «За что?» Ежи Кавалеровича, режиссера «Фараона».

Зато все-все знают «камызяков» из КВН. Хотя некоторые и удивляются: «Неужели на самом деле есть такой город? Мы думали, что название придуманное».

Завсегдатаям теплоходных круизов Астрахань раз от разу нравится все больше. Можно, конечно, списать это на счет тех, кто работает и с городом, и с туристами. Но можно «поделиться» и с Астраханью, чье магическое обаяние бесспорно. Людей сюда просто притягивает, а увиденные особняки (даже разрушенные), деревья (даже сильно прореженные) завораживают.

Из случайно подслушанного разговора туристов: «Наш теплоход — представляете, ужас!- в прошлом году в Ростов заходил. Там и взглянуть-то не на что, так скучно было. Зато теперь мы снова в Астрахани!».

А если мы еще отреставрируем здания, посадим больше деревьев и откроем наконец-то туалеты в центре?

Марина Маркина,
"Газета Волга"

Фото: Максим Коротченко