Джусто де Менабури. Рай. Купол Падуанского баптистерия. 1375-1378 годы.
Одно из самых глубоких и точных изображений рая в европейском искусстве. Менабури удалось филигранно передать главную составляющую метафизической природы рая – полноту. Рай есть полнота. Предельная полнота Богообщения, полнота самотождественности, ведь святость есть апофеоз духовной полноты, когда человек исполняется Христом и Его любовью настолько, что сквозь его образ начинает проступать Лик Христа – не случайно все святые на иконах различаются человеческими чертами и едины в сходстве друг с другом и, главное, со Христом.
Менабури подчеркивает, что рай буквально наполнен праведниками, это не место, где есть редкие обитатели, в отличие от ада, забитого грешниками. Многие уже в раю, из-под купола глядят на нас сотни глаз. А это значит, что каждый может взойти к куполу и воссесть там. Рядом с Христом. Надо только захотеть. И приготовиться идти. Долго.
Борис Якеменко