Сегодня, когда первый шок от трагедии постепенно проходит, дают новые квартиры жильцам дома, хоронят погибших, люди все больше задаются вопросом - в чем причина трагедии, почему она оказалась столь масштабной?

В Интернете, в блогах и социальных сетях комментируют астраханский взрыв не только обыватели, но и профессионалы. Например, химики утверждают, что столь масштабные разрушения не могли возникнуть из-за взрыва бытового газа. Кстати, эту же мысль разделяют эксперты одного из астраханских вузов. Разрушения такой силы могли бы стать следствием, скажем, взрыва оружейного арсенала (нашлись те, кто утверждает, что в доме снимали квартиру подозрительные лица). В любом случае никто, кроме следствия, не определит причины трагедии максимально точно.

Некоторые специалисты видят причины в пластиковых окнах. В ООО ПИ "Астраханьгражданпроект" поясняют, что при взрыве газа ударная волна распространяется горизонтально. Несчастный дом лишился вертикально расположенных квартир. Специалисты утверждают, что если все же это был взрыв бытового газа, то свою роль в характере разрушений сыграли пластиковые окна и лоджии. Обычные окна вылетели бы сразу же, несколько изменив траекторию разрушений (по горизонтали). Герметичный пластик в целом удержался, и взрывной волне не осталось ничего, как выбить пол и потолок. Этот факт, по мнению астраханских специалистов, должен стать поводом для пересмотра технических условий возведения жилья.

ГАЗОВАЯ АТАКА

Как рассказал "АВ" руководитель службы строительного и жилищного надзора Астраханской области Алексей Бровин, следить за состоянием газопровода в доме и качеством подачи газа обязана управляющая компания. "Она заключает договор на оказание услуг по техобслуживанию и содержанию газопровода, который обязана исполнять строго в указанные сроки", - пояснил он. Причем обслуживающая организация (газовики) обязана проводить целый комплекс профилактических работ. А если управляющая компания и газовики не выполняют возложенных на них обязательств, к ним могут применяться различные санкции, вплоть до уголовного наказания. В частности, в рамках разработки версии о нарушении правил пожарной безопасности газопровода задержаны директор, заместитель главного инженера и старший мастер службы домовых сетей открытого акционерного общества "Астраханьгазсервис", а также директор управляющей компании "ЖЭК №7". Они подозреваются в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 219 УК РФ (нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее гибель двух и более лиц). Дело возбуждено также в отношении главного инженера "Астраханьгазсервис".

НЕ СЛОЖИЛИСЬ

Как отмечают в следственном комитете, "газовое" уголовное дело соединено в одно производство с уголовным делом, возбужденным по факту нарушения правил безопасности при ведении строительных и иных работ (ч. 3 ст. 216 УК РФ). Так как есть основания подозревать кое-кого из жильцов в незаконной перепланировке (снесли несущие стены).

Но дело не только в незаконной перепланировке. Как сообщил "АВ" чиновник строительной отрасли региона (по понятным причинам нежелающий афишировать свои данные), злополучный дом на ул. Н. Островского построен с нарушением правил монтажа и строительства (велика вероятность, что на строительстве использовался железобетон низкого качества). "В Советском Союзе не так экономили на качестве стройматериалов, как сейчас. И все же профессионалу даже визуально очевидны нарушения. Например, при взрыве плиты перекрытия должны складываться в карточный домик, чтобы максимально обезопасить жильцов. В данном же случае они не сложились, а рухнули совершенно хаотично" - заявил он. Кроме того, один из руководителей крупнейшей астраханской строительной компании рассказал "АВ", что ряд домов на улице Н. Островского (в том числе и рухнувший) - так называемые "привозные". Комплектующие к ним доставлялись из Саратова, поэтому все претензии - к иногородним производителям железобетона. Хотя по прошествии почти 30 лет предъявлять претензии проблематично.

Кстати, характер разрушений заинтересовал и главного инженера ОАО ПСК "Строитель Астрахани" Саида Гаирбекова. По его словам, возможность разрушений разного характера закладывается еще при проектировании дома. Самыми последними обваливаются лестничные пролеты - это закономерность. "Я видел дома в Армении после землетрясения в 1988 году. В полностью разрушенных домах часто присутствовали лестничные марши. Здесь же они рухнули первыми", - недоумевает он.

ЮРИДИЧЕСКИЙ МОМЕНТ

Как пояснил "АВ" глава одной из юридических консультаций Павел Орехов, в России действует федеральный закон о страховании ответственности владельцев опасных объектов. "Поэтому если ответственность газораспределительной службы была на момент взрывов застрахована, то все пострадавшие получат не только "добровольные" компенсации от газовщиков, но и полноценное страховое возмещение", - заявляет эксперт. По его словам, при смерти кормильца выплата составляет два миллиона рублей. Предусмотрены выплаты за вред, нанесённый здоровью и имуществу. Пострадавшие обращаются в отдел урегулирования убытков страховой компании, после чего происходит процедура выплаты. Подробно она прописана и в правилах страхования, и в самом законе. На данный момент обязательному страхованию подлежит только ответственность негосударственных организаций, имеющих опасные объекты. Да и та пока застрахована не вся. (К учреждениям, которые не застраховали свои риски, штрафные санкции будут применяться только с 1 апреля 2012 года.) Начиная с 1 января 2013 года действие закона распространится на организации, финансируемые полностью или частично государством.

Мария Еремицкая,

"Астраханские ведомости" № 8, 02.03.12.