Пару недель назад газета «Хронометр» бросила в массы клич: все на борьбу с фашизмом! В №7 от 17 февраля была опубликована заметка «Необыкновенный фашизм», в которой автор, закатывая очередную истерику по поводу набирающего в последнее время темпы национализма и фашизма, приглашает всех желающих к дискуссии на данную тему. Речь, понятно, идет, о русском фашизме. В следующем же номере был обещан горячий материал на эту животрепещущую тему. Обращение к этой затертой до дыр теме меня не удивило. Но вот увязка ее конкретно с нашей областью вызвала много вопросов. В самом деле, многим ли из нас, астраханцев, довелось увидеть живого фашиста или нациста, ну хоть радикального националиста, на худой конец. Лично я видел только скоморохов в обличье фашистов, либо людей, считающих себя националистами, но вполне адекватных, вменяемых и вовсе не стремящихся к погромам, избиениям и убийствам на национальной или расовой почве. Может быть, у «Хронометра» есть другая информация?
В №8 выходит статья за подписью Евгении Зариньш «За цвет кожи ответишь» с подзаголовком «Проявления экстремизма встречаются и в Астрахани», а на развороте большая аналитическая публикация издания «The Observer» «Самый страшный кошмар для Путина». В последней приводятся факты преступлений, совершенных на почве национальной и расовой нетерпимости, и предпринимается попытка проанализировать причины этого явления. Данная публикация, безусловно, заслуживает внимания, в ней есть место для полемики. Чего не скажешь о статье Е. Зариньш. Создается впечатление, что, желая потрепать нервы впечатлительной, но малоосведомленной публике, автор собрала в кучу все, что можно было хоть как-то увязать с темой экстремизма, и выдала на обозрение. Иными словами, фашизм слепила из того, что было. Кушайте на здоровье. Но продукт оказался несъедобен.
В качестве разогрева выдается информация о четверых членах «экстремистского» сообщества «К Богодержавию», действовавшем в Ахтубинске. Вот, мол, полюбуйтесь, и у нас в Астрахани какие дела творятся! Сделано по принципу: сама не видела, с материалами дела не знакома, но говорят. Мы в «Астраханской правде» следили за развитием процесса в Ахтубинске с самого начала, получали информацию из первых рук и знакомили наших читателей с новыми подробностями громкого дела (см., например, «Заказ на экстремизм» «АП»,№28 от 16 июля 2008 г., «Суд неправедный»//»АП», №38 от 24 сентября 2008 г. и др.). Автор этих строк лично присутствовал на одном из судебных заседаний, где выслушивал представителей стороны обвинения, защиты, а также самих подсудимых. И после всего прочитанного и услышанного сложилось твердое мнение, что это дело политическое и имеет заказной характер. И трое уже весьма немолодых ахтубинцев никак не тянут на экстремистов, скинхэдов, нацистов и пр.
На этой же полосе «Хронометра» приводятся сведения о том, что за последние три года в Астраханской области возбуждено шесть уголовных дел против экстремистов, за разжигание межнациональной розни осуждены семь человек, которые в настоящее время отбывают наказание в местах лишения свободы. Посмотрим, что это за дела.
В 2006 году было возбуждено два уголовных дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Так, житель города Знаменска руководитель группы «Народная национальная партия» Игорь Могилев приговором суда от 16 декабря 2006 года осужден по ч. 2 ст. 280, ч. 1 ст. 282 УК РФ к 1,5 года лишения свободы. О деле Могилева в свое время писали и в местной прессе, и даже в центральной («Спецназ России). И надо сказать, что хотя взгляды Могилева являются, безусловно, радикальными и крайне правыми, но состав преступления явно притянут за уши. В его публикациях наличествовала, на мой взгляд, несколько превратная трактовка развития межнациональных отношений в России, суждения носили максималистский характер. Но следует отметить, что Могилев никого не убивал, не избивал и не провоцировал на это каких-нибудь более впечатлительных молодых людей. Опять же, больше шума, чем практического действия. Может быть, Могилев отсидел полтора года для профилактики? И ахтубисткие «богодержавники» тоже пусть посидят. Чтоб другим неповадно было затрагивать скользкие вопросы межнациональных отношений и русско-еврейского диалога, в частности.
А остальные уголовные дела вообще не имеют отношения к теме русского фашизма, который Е. Зариньш, видимо, вслед за Михаилом Швыдким, считает страшнее немецкого.
Скажем, в отношении несовершеннолетнего жителя Черноярского района по факту распространения листовок, содержащих призывы к разжиганию межнациональной розни и осуществлению насильственных действий, уголовное дело прекращено в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности. Парень явно заигрался, в угол его поставить и выпороть, не более того.
В 2007 году возбуждено три уголовных дела. Одно из них - в отношении группы подростков, распространявших в селе Михайловка Лиманского района листовки с текстом, возбуждающим ненависть и унижающим достоинство по национальным признакам. То же самое.
Другое уголовное дело было возбуждено в отношении группы лиц, организовавших экстремистское сообщество "Джамаат мувахидов" и планировавших совершение противоправных действий в период новогодних и рождественских праздников по мотивам религиозной ненависти к представителям других вероисповеданий. По заявлениям прокуратуры, группа "Джамаат мувахидов", а также распространяемая её участниками литература признаны судом экстремистскими. По факту обнаружения в одном из домов Кировского района взрывных устройств, а также видеоматериалов и литературы, направленных на возбуждение национальной и религиозной вражды, возбуждено и расследуется уголовное дело. Все верно, только причем здесь свастика и немецкий орел на спине скинхэда (или кого там еще), иллюстрирующая «взрывной» материал журналистки «Хронометра»? Рядом надо было разместить фото ваххабита с ножом в руках.
Все прочее в материале Е. Зариньш – лишь эмоции и суждения. Ну, разве поспоришь с ветераном войны С.В. Крячковым, вопрошающим: «Непонятно, зачем стравливают людей разных национальностей? Нельзя, чтобы все друг друга ненавидели». Хотя, пожалуй, понятно, зачем стравливают. Чтобы мы передрались и поубивали друг друга, а не думали о массе социальных проблем и виновниках их возникновения.
«Этнический казах» Рустам Набиулин заявляет, что «и в школе, и в колледже сталкивался с национальным экстремизмом». Может быть, и так. По его же заявлению, «он всегда готов дать отпор таким людям». Вот и отлично. Так же следует поступать людям всех национальностей, чья честь и достоинство были кем-то унижены. Далеко ходить за примерами не надо. Работал в свое время в школе, и ученики мне же рассказывали, как директор на уроках литературы позволял себе разговаривать на ногайском языке, при том, что в классе присутствовали люди разных национальностей. И получил однажды замечание от ученика-чеченца, после чего стал осторожнее. Вот так и надо отстаивать свое право на честь и достоинство.
«Одним из источников распространения расовой нетерпимости в последнее время стал Интернет», - пишет Е. Зариньш. Да Интернет – это лишь инструмент, с помощью которого можно стать и террористом, и сестрой милосердия. Так же, как и молотком можно забить гвоздь, чтобы повесить картину на стену, а можно проломить кому-нибудь голову. «А на книжных развалах, - продолжает стращать читателя Е. Зариньш, - можно обнаружить запрещенную литературу, например, труд «Mein Kampf» Адольфа Гитлера. Упомянутый труд можно в том же Интернете найти за пару минут. Но вот осилить сие повествование сможет далеко не каждый. Уж точно не под силу это будет какому-нибудь тупоголовому скину. Хотя лично я не вижу причин, чтобы запрещать изучение «Mein Kampf» Адольфа Гитлера. Ведь эта книга – ценный исторический источник, и вовсе не обязательно воспринимать все написанное там, как руководство к действию. И в Ветхом Завете можно такое прочитать об избранности еврейского народа и об отношении к чужакам, от чего волосы дыбом встают. Не запрещать же Библию после этого.
Тема, поднятая на этот раз уважаемой газетой «Хронометр», заслуживает внимания и серьезного рассмотрения. Более того, ее следует глубоко изучать и пытаться находить противоядие такому злу, как оголтелый расизм и этнический национализм (отнюдь не только русский). Но привязывать данную проблему к нашему городу, где худо-бедно существует межнациональное согласие, не стоит. Даже, если этого требуют законы журналистского жанра, по которым принято цепляться за любую возможность, дабы создать сенсацию.
Дмитрий Писарев, "Астраханская правда" №9 от 04.03.09.