За последние две недели Астрахань посетили сразу два высокопоставленных гостя: председатель правительства РФ Владимир Путин и президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Мне удалось побывать на встречах с обеими политическими "звёздами".

ОН ПОСМОТРЕЛ МНЕ В ГЛАЗА

В комнате площадью 30 м2 около 50 журналистов, то есть почти по два журналиста на один квадратный метр. Все ждут, когда наконец начнется совещание с участием премьер-министра.

Наша встреча с Владимиром Владимировичем должна была состояться неделей раньше. Тогда внезапно появившийся в моих рабочих планах премьер-министр так же внезапно исчез (визит отменили), а потом еще более внезапно появился вновь (оказалось, визит просто перенесли). Сказать честно, особого волнения или предвкушения у меня не было, но воду для того, чтобы вымыть голову, я всё-таки нагрела.

Не обошлось накануне и без шуток более опытных коллег-журналистов: советовали не забыть продлить медицинский полис и не брать с собой большой сумки (а лучше не брать никакой), якобы строгая охрана может не пропустить. Насторожило и указание от пресс-службы губернатора: соблюсти дресс-код, колющие и режущие предметы и газовые баллончики брать нельзя.

На деле никаких придирок от проверяющих на входе не оказалось: даже моя большая сумка подозрений не вызвала, хотя пилочку для ногтей как острый колющий предмет я всё-таки оставила дома. Особого дресс-кода среди пришедших журналистов я не заметила: кто-то был даже в спортивных штанах.

Сплетни, разговоры, постоянные звонки... и все без перерыва пьют бесплатный чай, закусывая такими же бесплатными бутербродами и пирожками. Почти три часа ожидания, и мы увидели его... на экране телевизора, транслировавшего совещание. Да-да, на заседание в Малый зал администрации пустили только нескольких операторов и фотокорреспондентов, и то минут на пять. Саму трансляцию прекратили чуть позже, минут через 10, оставив нас снова в уже привычной журналистской суете с пирожками и телефонными звонками.

"Эх, зря девушка кастрюли с кипятком таскала", - подумаете вы. Да не зря! Владимира Владимировича я все-таки увидела и даже сфотографировала. Правда, прождали мы еще около часа. Нас, небольшую группу журналистов, пригласили поприсутствовать на встрече Владимира Путина и Александра Жилкина. В рабочий кабинет губернатора нас запустили минут на 20 раньше премьер-министра. Операторы и флаг передвинуть успели, и огромный горшок с цветком переставить, и свет настроить так, чтобы носу любимого председателя правительства не блестел.

Собственно, диалог Владимира Владимировича и Александра Александровича чётко разобрать мне не удалось: то ли говорили они слишком тихо, то ли я уже была уставшая. Поняла, что дела в Астраханской области идут отлично. И мужественные морщины на лице премьер-министра разглядела. Да и шанса сфотографировать Владимира Путина я не упустила: эх, помню его взгляд через мой объектив прямо мне в глаза...

УЛЫБКА ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА

К приезду этого гостя астраханцы готовились загодя: туркменские флаги возле кремля были вывешены почти за неделю, а сложное для русского восприятия имя Гурбангулы Бердымухамедова научились выговаривать даже те журналисты, которые на встречу не собирались.

Требования к аккредитованным представителям СМИ (то есть нам) на этот раз были жёстче: dress-code обязывал женскую половину журналистов надеть юбки ниже колен и закрытые кофты. Гость с таким высоким титулом "Его Превосходительство Президент Туркменистана" должен был любоваться только нашими глазами.

НАША СПРАВКА: Согласно современному дипломатическому протоколу, титул "Ваше Превосходительство" применяется к носителям следующих должностей и званий: главы иностранных государств (за исключением монархов), главы иностранных правительств, члены правительств иностранных государств в ранге министра, послы зарубежных государств в принимающей стране и другие.

Визит Гурбангулы Бердымухамедова начался с личной встречи с губернатором в рабочем кабинете Александра Жилкина. На неё я аккредитована не была. Мы вместе с десятком других телевизионных, газетных и фотокорреспондентов ждали высокопоставленную персону в Большом зале администрации, который постепенно заполнялся астраханскими и туркменистанскими политиками и, конечно, личной охраной президента. По слухам, кстати, кортеж охраны прибыл в Астрахань за два дня в составе целых двух микроавтобусов.

Во время совещания прессе было разрешено находиться в зале: снимать на видео, фотографировать и тихо передвигаться. Что у меня не получилось. В самый ответственный момент я уронила крышку от фотоаппарата прямо на паркетный пол, с грохотом. Туркменская охрана до конца совещания глаз с меня не сводила.

После Большого зала президент вместе со свитой, губернатором и сопровождающей прессой отправились на возложение венков в Братский сад и на экскурсию в кремль. Правда, первые поехали на машинах, а последние (мы) галопом помчались до Вечного огня со всеми сумками и техникой. Успели. Засняли. И дальше помчались ловить удачные кадры в кремль.

Уважаемый Гурбангулы Бердымухамедов практически всё время был ну просто очень серьёзен: внимательно слушал рассказы экскурсовода, задавал вопросы, в общем, был крайне заинтересованным. А практически, потому что в один момент он всё-таки рассмеялся, да ещё как: на шутку губернатора о том, что все астраханские церкви направлены на восток или что-то вроде того, точно расслышать было сложно, главное, что Его Превосходительству понравилось.

После экскурсии по кремлю президент Туркменистана отправился на обед, а потом - в Красные Баррикады. Правда, уже без меня. Зато оставив мне на память снимки своей Превосходительной улыбки.

Елизавета НЕЧАЕВА,

"Комсомолец Каспия" №37, 12.05.10.