Развитие экономики региона напрямую зависит от появления новых и развития старых производственных мощностей.

Именно промышленность является ключевым и практически единственным двигателем любой мало-мальски внятной экономической модели для серьёзного региона, страны. То есть если вся экономика держится на продаже одних только кофейных зёрен или, например, газа, то это беда, а не экономика. Беда потенциальная, как случилось это сейчас с одной из стран-поставщиков кофейных зёрен - болезнь на кофе напала и все листья опали, а в самой стране ввели чрезвычайное положение.

Если завтра вдруг станет возможным использование вместо бытового газа чего-нибудь подножного и дешёвого, можно себе представить место газовиков, незавидное такое место вдруг оставшихся не у дел деятелей, которые, правда, уже набрали столько, что хватит в прок. Поэтому развитие производственной сферы не зря объявлено одним из приоритетов астраханской экономики — не всё ведь на добыче и загрязнения территории выезжать с помощью крупнейших государственных и частных структур.

Напротив огромных монстров-монополистов стоит разношерстная армия торговцев, вся заслуга которых в производстве налога на добавленную стоимость, а если сказать коротко, то бюджет получает крохи с того, что одни люди покупают и перепродают другим втридорога что угодно, а угодно в основном продукты питания и одежду. На этом далеко не уедешь и всё, что за годы удалось получить в этой сфере, так это строительство пары зданий с более-менее цивилизованными очагами торговли. Ну вот манера ведения бизнеса у торговца проста: сбагрил товар и ладно. В лучшем случае не выбросил свой прилавок в виде коробки из-под фруктов, пусть даже она размером с целый магазин. Набил карман, с неохотой заплатил налоги или вообще обошёл их, а сам пошёл довольный домой.

И вот, наконец-то, появились светлые головы, решившие совместить производство с торговлей. В этот вполне работоспособный союз, к слову, они добавили ещё что-то от себя и того дяди, но ничего нового под Луной нет, пусть даже дело идёт об Астрахани, где может произойти всё самое интересное там, где и не ждали. Так на астраханской поляне появился росток под названием «Семейный капитал». Созвучное названию «Материнский капитал», который часто называют и семейным, то есть броское название и вроде как солидное.

Схема работы проста: производство продуктов питания и реализация оных через сеть своих магазинов. Благое начинание в период голода, которого вроде как на дворе не видно и не слышно, но, так или иначе, старт новому проекту дан. Низкий старт, который, как известно, даёт и больший эффект в том случае, если получится преодолеть сопротивление и сделать хоть несколько шагов вперёд. Инициатором новой схемы стал Михаил Нестеров с другой фамилией – помощник депутата-едроса от «Газпрома».

Видимо, именно поэтому главным местом действия выбран именно Красноярский район, вотчина сырьевого гиганта со всеми вытекающими и вылетающими последствиями. Очень замечательными в плане финансовом и примечательными в плане экологии. Всем понятно и ясно: нарушений предельных выбросов в санитарно-защитной зоне нет, не было и быть не может. Во всяком случае, на памяти старожилов такого не было. Вы слышали о том, что бы крупнейший ГПЗ в Европе что-то такое сделал нехорошее с экологией? Нет же! Всё отлично и воздух чист, как благие намерения, из которых устлана дорога…

Что привело на рынок продуктов из молока и самого молока Нестерова, кроме желания заработать, сказать тяжело. В том, что деньги нужны каждому, речи и не идёт, но вот как к этому вопросу подошли наши «герои»? Не имея опыта в таких делах, они, тем не менее, долгое время окучивали областные власти на предмет такого вот проекта, от которого всем будет хорошо и сладко, а экономике так это вообще один плюс. Долгое и планомерное развитие разговоров привели в итоге к тому, что на открытии заводика по производству «молочки» присутствовал и сам губернатор Александр Жилкин, которому за не один год настоятельно и много рассказывали об этом маленьком чуде.

Но чуда бы не произошло, если бы в схеме не было участие варягов из знаменитой кузницы кадров, из Санкт-Петербурга. Компания по производству и реализации продукции идёт с помощью пайщиков и дольщиков, вкладывающих свои деньги в рост производства и развитие сети магазинов, после чего они должны будут получать проценты или акции. Всё хорошо в этом и люди с радостью бы пошли и понесли бы свои деньги, даже кредит в банке бы брали для этого, да только вот в самих банках понадёжнее будет. Понадёжнее - да, но там таких процентов не обещают: маленькие проценты дают относительно того, что предлагают такие вот фонды. Самый крупный пример такого подхода к ведению бизнеса рухнул на наших глазах, оставив многих астраханцев с одними пустыми расписками от сотников и десятников.

Дабы поболеть изначальное отторжение к пирамидальной схеме, молодые предприниматели начали с вербовки денежных средств от друзей-подружек. Они, по логике организаторов схемы, должны принести не только свои, в общем-то скромные средства, но главным образом привлечь новых членов «команды», поэтому основной упор был сделан на продвижение, изначальную рекламу именно на блогеров и имеющих аккаунты в социальных сетях с большим количеством просмотров. В этом медийном плане на открытии завода побывал не Жилкин, а один из топовых блогеров Астраханской блогосферы и блогосферы в целом — ясно, что интернет не ограничен территорией области. Солидная реклама, ничего не скажешь. Так формируется ком а-ля снежный: позвали одного, тот в свою очередь написал об этом, а за ним пришли ещё двое, трое и так далее. Если половина новых членов принесёт копейку, то схема вполне работоспособна. А вот с этим как раз и состоит загвоздка.

Нести свои деньги и отдавать их с целью получить после хороший доход. Всем ведь хочется получать больше, а здесь всё именно что упирается в простую формулу: чем выше проценты, доходность, тем выше и риск остаться на бобах ил у разбитого корыта. Самое смешное, что разбитое, но всё же корыто, случись что, всё же останется у организаторов, а у самих пайщиков на руках будут одни только бумажки. С печатями и росписями, но бумажки, который гарантировали получение прибыли и вообще были «хорошими», «имели вес». Много таких историй видели мы, а сколько ещё предстоит увидеть? А сколько проживём. Ведь не нами сказано: поживёшь подольше, увидишь побольше. Схемы обогащения человечества всегда и всюду были сопряжены с обещаниями: торговец предлагает самый вкусный товар и делает скидку, отпуская его чуть ли не по закупочной цене и клянётся, что только ради вас, вот только возможно ли работать себе в убыток? Возможно, если «что-то» идёт не так. Так давайте же вместе взглянем на то поле, куда ведут буратин и куда сами буратины зовут своих друзей. Вроде все ведь друзья, ну так и мы чисто по-дружески решили приоткрыть дверцу, а там…

Так получилось, что Астрахань потеряла несколько заводов разного калибра. Я не против — всё чище город будет. Пусть заводы будут в области, подальше от областного центра, где-нибудь на границе Казахстана в степи, в пустыне. Одной из первых падших ласточек оказался в своё время «Гормолзавод». Он накрывался медным тазом так долго, что вдруг наша городская корова стала выпускать из вымени… вино. «Плодово-выгодное», как принято его называть в народе: смесь спиртогана и прошлогодних складских яблок плюс сахар по вкусу, дешёвая цена и души неокрепших от капитализма астраханцев пали — стали пить. Правда, и потом производства вина прекратилось: медный таз накрывал территорию завода всё глубже, в результате чего с него попросту и банально стали тащить медь.

Ну, уж если даже выпуск и реализация алкоголя оказались нерентабельны, то чего уж говорить о молоке и его субпродуктах? Да нечего говорить, всё уже сказано. Реанимировать отрасль и потащить её паровозом в светлое будущее должен был Володарский молокозавод. Что, его закрыли? Да неужели, вот же ведь - не успели послушать первые речи об успехах, как уже конец. Даже вино выпускать не успели. А, наверное, стоило бы, ведь так уже шёл «Гормолзавод», что позволило ему ещё побарахтаться на плаву, после чего затянуть на дно кредиторов, работников и всё остальное, что в таких вещах обычно идёт ко дну вместе с самим субъектом. Характерно, что Володарский завод бы всё ближе к Аксарайскому посёлку, где, как уже сказано, превышений норм выбросов не было и нет, но людей оттуда почему-то выселили. Просто взяли целый посёлок и эвакуировали. Микрорайон Бабаевского почему-то особенно облюбовали переселенцы. Ах, ну да, им же там жильё и построили. Просто взяли и построили: вот вам дома, живите и радуйтесь.

Почему-то Лиман не переселили, Ахтубинск тоже и даже Камызяк не тронули, а Аксарайский переселили. Почему и к чему бы это. Может всё же из-за экологии? Из-за слишком отличной экологии, где воздух столь чист, что голова кружится, как в горах. Чтобы не кружилась больше, взяли и переселили. А теперь там рядышком стоит заводик по производству экологически чистой молочной продукции. Он ещё ближе к очагу мировой газовой культуры, чем Володарский молокозавод, аминь. Молоко же помимо всяких других полезных свойств ещё имеет одну особенность, а именно абсорбировать в себя всякую гадость из окружающей среды. Гадость же эту в молоко, подумать только, заносят сами коровы, бороздящие просторы степи на фоне озонирующих воздух огромных труб с факелами: умильная панорама, очей очарованья.

А что? По замыслу устроителей всё должно пойти как по маслу, то есть и само масло аккурат на столы астраханцев, которым, наверное, уже не привыкать к соседству ракогенератора планетарного масштаба. Не знаю как кто, а я до последнего покупал Володарского молока и поил им кота. Сам пил ставропольское, каюсь. Ну вот не лежит у меня душа на молоко из коров, шастающих вокруг АГПЗ, не лежит. Да, я патриот астраханской земли, поэтому пишу эти строки, а молоко мне не надо такое, я водичкой перебьюсь фильтрованной. Вообще молоко для детей, равно как и сказки про счастливое завтра, ведь все мы знаем, что завтра всё равно будет понедельник, даже через несколько дней.

Вот это неизбежное «завтра» уже так замаячило перед устроителями концессии, что они начали активно продвигать продукцию «Семейного капитала». Как вообще можно широко продвигать продукцию из района тринадцати ядерных взрывов и одного волшебного предприятия, помощником депутата которого является сам Нестеров? Может он не знает о целительных свойствах землицы красноярской животворящей и по-прежнему сам не ест свою продукцию? Зато семейные капиталисты стали частыми гостями в Санкт-Ленинграде, где им на форумах популярно объясняют что, а главное как делать. Делают потихоньку. «Гормолзавод» растворился, но остались здания. Володарский молокозавод тоже что-то совсем прямо уже, ну вы понимаете, хотя грех такое говорить о ещё вроде как живом. И вот на этом пути теперь ещё один завод. Маленький, но с потенциалом большого апофеоза, как из той картины, только черепа будут коровьи. А если вдруг не удастся рассчитаться с кредиторами, то «друзья» же не станут тянуть свои копейки из-под «разоряющихся» и терпящих бедствие Миши и Рамки. До этого я помню её только с бутылками алкоголя разной крепости на фоне даже того же губернатора. Теперь с бутылками молока позирует. Ну да, ну да, мы сами ратуем за то и везде так и говорим: алкоголь вредит вашему здоровью, а если вы хотите отметить событие в жизни, то пейте минералку. Во всяком случае, не пейте ядерного молока, а то голова закружится и вдруг мелькнёт мысль: а не заработать ли мне на таблетки и химиотерапию в подающем надежде молодом бизнесе молодых людей, от которых кроме улыбок никто ничего не видел.

Пожелаем удачи благому начинанию. Кисельные реки и молочные берега всегда привлекают как мух на мёд доверчивых «друзей». Одни обожглись, так вот новые народились. Пап Мавроди сначала кинул, потом вышел и кинул уже их детей. А вот подоспела новая забава. Кто не рискует, тот не пьёт ядерного молока. Разливайте, братцы, а то мне совсем что-то поплохело, голова кружится… всё от чистейшей экологии. Ещё Мавроди сказал: «Финансовые пирамиды опасны для здоровья». Мне остаётся добавить: а на ядерном молоке это становится вдвойне актуальнее и принимает буквальный смысл.

Михаил Избушкин,

"Факт и компромат" № 6, 15.02.2013 г.