Происходящие в Стране восходящего Солнца сотни землетрясений натолкнули известного российского публициста Бориса Якеменко на рассуждения об уроке, который всем нам преподала стихия.
«В японской культурной традиции есть термин “Ситинан”, означающий “семь несчастий” – 七死亡 (“Эпидемия, вторжение врага, восстание, изменение расположения созвездий, затмение, шторм, засуха”). Со временем это список расширился словом “землетрясение” – 地震. События, происходящие сегодня в Японии, заставляют многих перечитать популярный роман Саке Комацу “Гибель дракона” (был и фильм на эту тему). Неужели это та Япония, которая дала миру Басе с его вороном, сидящим на голой ветке, песчаный берег островка в восточном океане, где Такубоку играл с маленьким крабом, тишину видов Фудзи Хокусая и грациозные изгибы фигур красавиц Утамаро? Та Япония принадлежала вечности и покою, сегодняшняя больше чем любая другая страна принадлежит времени и такое впечатление, что сама природа в наши дни стремится увеличить этот разрыв.
На наших глазах рушится новый миф о том, что спасение в информации и виртуальной реальности. Но трясет здесь, а не там. Землетрясение показало, что не все можно рассчитать и разложить по полочкам, что, говоря словами Гете “природа не делится без остатка на разум”.
Стихия дает урок верующим и неверующим. Первых убеждает лишний раз, что человек полагает, а Бог располагает, а вторых заставляет задуматься о том, что если мы сами не научимся сдерживать свой стремительный бег по времени, то его будут сдерживать нечто иное. Да так, что придется, придя в себя, долго собирать обломки».