В Астраханской области находится 15 захоронений животных, павших от сибирской язвы. Как показала недавняя проверка Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры, все они содержатся в ненадлежащем состоянии и не соответствуют санитарным нормам.

Но это только верхушка айсберга: местонахождение более сотни сибиреязвенных захоронений на территории региона не установлено. Между тем, они представляют собой потенциальную угрозу не только для домашних животных, но и для человека.

Споры вокруг нас

В октябре-ноябре Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ветеринарно-санитарных правил по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов на территории области. Были проверены все 15 сибиреязвенных захоронений в разных районах области. Как выяснилось, ни одно из захоронений не соответствует нормам безопасности. Некоторые находятся в черте населенных пунктов — например, в селе Михай-ловка Енотаевского района или в Петропавловке Наримановского района, где скотомогильник находится прямо в центре села и при этом даже не огорожен. В Верхнем Бу-зане (Красноярский район) в месте захоронения складируют «свежие» трупы павших животных, а в селе Козлово (Володарский район) в границах сибиреязвенного захоронения обнаружены следы обитания диких животных. В аналогичном состоянии находятся и все остальные скотомогильники.

Кто в ответе?

Проблема в том, что большинство скотомогильников на территории области бесхозны. Только у двух из них. расположенных в Черноярском районе, есть балансодержатели. За остальные, по сути, никто не отвечает. Когда-то забота о санитарном благополучии была исключена из полномочий органов местного самоуправления, и некоторое время за скотомогильники никто не отвечал. В 2007 году эта правовая коллизия была исправлена: обязанности по содержанию скотомогильников были возложены на областные органы власти.

Однако, по словам заместителя руководителя Роспотребнадзора по Астраханской области Евгения Одолевского, «стрелки на субъект перевели, но конкретные функции - кто и чем должен заниматься — до сих пор не определены». Кроме того, выросшее в последнее время число контролирующих организаций привело к тому, что «у семи нянек дитя без глазу».

По словам руководителя Россельхознадзора по Астраханской области Станислава Ремнева, еще в 2011 году управление выходило на правительство региона с вопросом о содержании сибиреязвенных захоронений. «Ставился вопрос о том, что необходимо определять балансодержателей, выделять бюджетные средства, в том числе из федерального бюджета, — говорит Станислав Ремнев. — Однако до сих пор этот вопрос не решен».

Скрытая угроза

Между тем, опасность представляют не только и не столько известные скотомогильники, сколько сибиреязвенные захоронения, место расположения которых не установлено. Как сообщил руководитель службы ветеринарии Астраханской области Юрий Евтеев, учет сибиреязвенных захоронений ведется службой с 1936 года.

За все это время известно о 150 сибиреязвенных захоронениях на территории области. Однако месторасположение только 15 из них установлено. Остальные покоятся где-то в астраханской земле и представляют собой, по выражению природоохранного прокурора Валерия Кузьменко, бомбу замедленного действия.

«Восемь лет назад мы начали работу по выявлению мест сибиреязвенных захоронений, — рассказывает Юрий Евтеев. — Однако большее число случаев сибирской язвы пришлось на 40-50-е годы прошлого века. Часть этого периода Астраханская область входила в Сталинградскую, и установить сейчас местонахождение захоронений с помощью архивных источников сложно. Мы выезжали на местность, обращались к старожилам. Однако до сих пор 135 захоронений не найдены».

Между тем, все они представляют потенциальную угрозу заражения не только животных, но и людей. Опасность представляют, к примеру, разработки карьеров для защиты населенных пунктов от паводков и для других нужд. Разрешения на эти работы согласовываются с ветеринарной службой. Однако служба проверяет только наличие или отсутствие в этих местах установленных захоронений. Пробы почвы не берутся. «Астраханская область всегда страдала от подтоплений, и захоронения делались на буграх, — поясняет Валерий Кузьменко. — Разрабатываются тоже бугры. Где гарантия, что именно в этом месте нет сибирской язвы?»

На межведомственном совещании, посвященном исполнению законодательства при обращении с биоотходами, которое состоялось на прошлой неделе в Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуре, было принято решение обратиться в правительство области с вопросом о разработке региональной целевой программы по профилактике сибирской язвы и предусмотреть выделение средств на ее мероприятия, а также о необходимости исследования почвы при выдаче разрешений на разработку карьеров.

Вероника Иошко,

"Горожанин" № 46, 21.11.2012 г.