При виде этого распада государства возникает вопрос, что можно сделать и как устроены механизмы распада. Мы видим, как они устроены на уровне образования, в случае международного центра юрфака МГУ в Женеве, который возглавляет человек, который, видимо, имеет возможность преподавать юриспруденцию с практической точки зрения, коль скоро он обвинялся в краже 10 млн. долларов. Мы видим, как устроена милицейская система. Мы это видим уже ежедневно в новостях, иногда в страшных количествах. Как устроена избирательная система и как с этим можно бороться.
Неделю назад в город Астрахань приехала комиссия исследовать вопросы о нарушениях на выборах мэра. Если помните, там соперничали «справедливоросс» Олег Шеин, довольно правый политик, такое «политическое животное», которому очень важная власть и совершенно не важны деньги, насколько я понимаю, и текущий мэр г-н Боженов, который был от «Единой России», который выиграл выборы. Олег Шеин жаловался, что победу в Астрахани у избирателя не украли, а что его ограбили. Потому что его били в буквальном смысле слова.
К комиссии пришли люди, они зачитали ей, рассказали ей о десятках своих жалоб. Эти жалобы выглядят примерно так. Я читаю на выбор, у меня эти жалобы с собой, здоровенная папка. От Головкина Святослава: «Один из бандитов ударил моего товарища и пообещал, что вернется через некоторое время и изобьет нас вместе со своими друзьями». От Сорокина Александра: «Нападавший еще раз пригрозил, что если мы будем агитировать за Шеина, то он всех нас перемочит». Заявление от Пономарева Дмитрия: «Еще раз пригрозил, что если мы будем агитировать за Шеина, то всех нас перемочит. После чего они сели в машину и уехали с места происшествия». Примерно одинаковые заявления. Заявление от Рябышева: «После чего, пригрозив, что, если я кому-то сообщу о случившемся, они меня найдут и убьют, они скрылись». Заявление от Винникова: «Меня начали бить и отняли материалы». «Они пригрозили, что если я появлюсь здесь еще раз и буду агитировать за Шеина, то они меня убьют. В милицию я обращаться боюсь».
Я могу прочесть буквально тома этих заявлений. Кому-то еще кинули зажигательную бутылку в окно, кого-то избили, кого-то избили люди, которых узнали, которые были депутатами. Суть заключается в том, что всё это выслушала комиссия, после чего через час сказала, что никаких нарушений на выборах не было, с чем благополучно и отбыла. Как я уже сказала, достаточно редкий случай произошел в Астрахани. Обычно все-таки победу организовывают менты, а не бандиты, которые избивают агитаторов, которые срывают листовки наклеенные с ПАЗиков.
Очень интересная, на мой взгляд, история произошла в Астрахани. Астрахань знаменита двумя вещами: это поджоги и празднование тысячелетия города. Поджоги были несколько лет назад, горели деревянные дома в центре города вместе с обитателями. Обычно оказывалось, что мэрия перед этим продала дом под застройку. Сгорело 60 домов и 28 человек. Обратите внимание, больше, чем сейчас упоминается жертв теракта в «Невском экспрессе». А получал землю под застройку кто-то еще до теракта. Потому что по сути это теракты.
И было празднование годовщины Астрахани, оно было в 2008-м. Под это выделили 20 млрд. рублей, приезжал даже сам премьер Путин. Кстати, так получилось, что я за неделю до этого приезда в Астрахани была и видела примерно то же, что должен был видеть премьер. Т.е. недоремонтированные дома, недоложенные мостовые, повсюду плитку. Плитку, кстати, как мне потом сказали, покупали даже не за бюджетные деньги. За что купила, за то и продаю – местные мне жаловались, что бизнес обязывали покупать плитку, причем приносить квитанцию, что она куплена у определенного поставщика.
Т.е. что получается? Есть губернатор Жилкин, который выбил из бюджета эти 20 млрд. рублей, а не сам делил, т.е. его вряд ли устраивает ситуация. Есть премьер Путин, который видел то же, что и я. Я не уверена, что он остался доволен. Есть, как утверждают, я как раз говорю со слов Олега Шеина, который мне рассказывал – за что купила, за то и продаю, – что Медведев, услышав о том, что мэр старый баллотируется заново, спросил полпреда Устинова: «Кто баллотируется-то?» На что полпред Устинова ответил: «Да вот этот вот». Я не ручаюсь, что именно такие чувства испытывала центральная власть по отношению к этой истории со всеми сожженными домами, с деньгами... Но это может объяснить бездействие ментов.
Зато мэр Боженов съездил в Москву и получил полную поддержку «Единой России». У этой поддержки есть два объяснения: либо Боженов сумел объяснить начальникам партии, т.е. Володину и Суркову, что дома жгли и деньги мимо потратились, что это делали какие-то инопланетяне с целью дискредитации вертикали власти. И, естественно, партия «Единая Россия» приняла решение помочь действующему мэру против инопланетян. Либо что в современной России можно на деньги, собранные фактически преступным путем, купить индульгенцию и купить место в правящей партии.
И вот это механизм самовоспроизведения: если у тебя деньги есть, то ты остаешься мэром, потому что их можно вкладывать во власть для ее самовоспроизведения. Поскольку мне трудно себе представить, даже невозможно представить, что руководство «Единой России» у нас берет деньги, то, очевидно, справедлив первый вариант с инопланетянами или что-нибудь в этом роде. Это урок первый выборов в Астрахани – как самовоспроизводится власть.
Второе, что меня очень поразило. Астрахань – это место экологической катастрофы. Это вода от электростанции, которая убила пойму, это осетр, который умер, насколько я понимаю, из-за «ЛУКойла» в основном. «ЛУКойл» производил разведочные взрывы, и осетр куда-то ушел. И это наконец Астраханский ГПЗ, который принадлежит «Газпрому». Я воздержусь от слов «отравляет город», но я могу сказать, что приезжаешь в Астрахань и начинаешь чихать из-за сероводорода. Т.е. это город экологической катастрофы. Однако альтернативный кандидат, уже упомянутый Олег Шеин, «справедливоросс», не говорит ничего ни о «Газпроме», ни о «ЛУКойле». И причина понятна. Потому что если он об этом будет говорить, он станет маргинальным кандидатом, который вообще лишится шансов на победу. Это второй урок выборов в Астрахани: оппозиционный политик, если он не хочет быть маргиналом, не может касаться самых главных проблем, из-за которых избиратель фактически вымирает. А если он их не касается, какая разница избирателю, кто вообще будет мэром, Шеин или Боженов.
Наконец, третье. Как я уже сказала, Олег Шеин, несомненно, очень сильный политик. Я думаю, что при нем в городе не горели бы дома. Потому что он не по части бабла, он по части власти, настоящее «политическое животное». Возможно, его приход к власти для жителей города значил бы довольно много. Но именно потому что Шеин «политическое животное», он никогда не позволит себе гнать на Путина и даже на «Единую Россию», поскольку это сделает его маргиналом. А тогда для всей России какая разница? Есть один кандидат, который славит Путина. Есть другой, который тоже хочет славить Путина. Для жителей города, может быть, разница и есть, вплоть до физического выживания, для России в целом – никакой.
Это третий урок того, как у нас сейчас организованы выборы, того, до чего у нас доведена процедура выборов. Потому что российская политическая система устроена так, что оппозиции в ней нет. В ней есть маргиналы. А маргиналы не побеждают на выборах. Тот, кто хочет быть оппозицией, но не хочет быть маргиналом, он оказывается ни рыба, ни мясо. Кому нужен Олег Шеин, который тоже хочет служить Путину, если правая нога Путина назначила на эту почетную должность другого? Вот такая печальная история.
(фрагмент стенограммы эфира передачи "Код доступа" на радиостанции "Эхо Москвы", Суббота, 28.11.2009)