Благополучная жизнь 14-летней Марины ДАРДЫГИНОЙ изменилась в один день. 9 сентября 2003 года сгорел дом, в котором она жила с семьей. В огне погибла мама.
Пожар забрал все, что было
Девочка осталась с дедушкой и трехлетним братом.
— Мы тогда жили в центре города на улице Фиолетова в деревянном купеческом доме, — вспоминает Марина.
Пожар начался утром, когда все спали. В квартире, кроме Марины, были ее трехлетний брат Даниил и мама со своим знакомым. Дедушка Владимир Георгиевич в тот день уехал на рыбалку.
— Я проснулась от едкого дыма. Дом уже вовсю полыхал, — рассказьюает девушка. — Дверь была охвачена огнем. Оставался один выход - через окно, ведущее в коридор.
Марина разбила стекло, метнулась в соседнюю комнату,- схватила спящего брата и выбралась наружу. Быстро сбежала по лестнице с третьего этажа. В суматохе она слышала крики мамы: «Дайте воды!».
Поставив ребенка на землю, она ринулась обратно в дом. Но соседи не пустили - лестница уже была в огне. Полдома сгорело в считанные минуты.
— Тело мамы нашли на второй день. Она лежала в зале: Скорее всего, пыталась спасти нас с братишкой. Ведь она не знала, что мы уже выбрались, — говорит Марина. - Ее знакомый, который ночевал у нас, умер в больнице. Третьей жертвой пожара стала пожилая соседка.
Позже пожарные назвали причину возгорания - неисправная проводка.
— Но я подозреваю, что это мог быть поджог. В то время сгорели многие старые дома в округе, — рассуждает девушка.
После пожара дети остались на улице в чем были. Вещи, мебель, деньги, документы... Все это сгорело дотла.
Брата чуть не отправили в детдом
Вернувшись с рыбалки, дедушка обнаружил лишь остатки пожарища. Но нужно было держать себя в руках. Дочь погибла, зато осталось двое внуков. В тот же день он взял Даниила и пошел в администрацию - просить жилье. Больше идти было просто некуда. Квартиру ему не дали, а вот внука забрали.
— Сказали, что это всего лишь на денек - пока нам некуда идти, пока пройдут похороны, — пересказывает чужие заверения Марина. — Пообещали, что в это время мальчик побудет в реабилитационном центре.
Но после похорон братишку обнаружили в детском доме во второй Астрахани. Без документов отдавать его родственникам отказались. Дедушка в срочном порядке занялся оформлением опекунства. Почти два месяца понадобилось, чтобы вернуть мальчика в семью.
Борьба за крышу над головой
Поняв, что сразу жилье им не светит, Владимир Георгиевич снял квартиру. Там семейство прожило около четырех месяцев. Все это время дедушка обивал пороги различных инстанций. Но результата не было. В итоге он написал о своих злоключениях в местную газету. И после публикации власти зашевелились.
— Сначала нам предложили комнату в общежитии на Татищева. Без света, полпомещения завалено хламом. «Мы вам матрасы выдадим, как-нибудь обустроетесь», — говорили чиновники. Но дедушка понимал, что, если согласится на это, больше ничего не получит. И отказался, — поясняет Марина. - Он не сдавался, обращался куда только можно. И в конце концов добился того, что нам дали 47-метровую «трешку» в Шестом микрорайоне. Туда мы переехали в начале 2004 года. Дедушка сделал небольшой ремонт.
Но на этом страдания погорельцев не закончились. Квартира оказалась очень холодной и сырой. Весной, когда пошли дожди, протекла крыша. На кухне и в комнатах отошли обои, на стенах образовались грязно-желтые потеки. Появилась плесень. Следующей зимой из-за постоянного холода сильно простыл Даниил. Полгода он провел в больнице.
Жизнь продолжается
В 2006 году Марина окончила 11 класс, поступила в институт на юриспруденцию. В следующем году в школу пошел Даниил.
Дети получали пенсию по утрате кормильца, дедушка - по старости. Владимир Георгиевич ловил рыбу, кормил семью. Иногда - продавал на рынке. Денег хватало впритык.
— Он один тянул нас. Платил за мое обучение в вузе, — говорит Марина. — Если бы не дедушка, даже не знаю, что бы с нами было.
24 марта 2010 года Владимира Георгиевича не стало. Он, как обычно, пошел на рыбалку и уже не вернулся. Знакомые обнаружили его в лодке. Остановилось сердце...
Похороны, сессия, подготовка к госэкзаменам. Все это навалилось на Марину:
— Как жить? На что? Это был самый тяжелый период в моей жизни. Я осталась одна с десятилетним ребенком на руках. Ни работы, ничего...
Выкрутимся!
Вскоре Марина устроилась на работу.
— Моя зарплата, пенсия Дани... На это и живем. Потихоньку встаем на ноги. Сейчас для нас главное - решить проблемы с квартирой, выплатить долги по коммуналке, — рассуждает девушка.
Сумма набежала немалая: около 50 тысяч рублей. Оказалось, дедушке не каждый месяц удавалось вносить квартплату. Ведь он поднимал двоих детей. И с 2006 года накопились долги.
Половину уже отдали - помогли обращения к депутатам, походы по инстанциям.
— Еще нужно сделать ремонт. У меня лежит кипа заявлений, обращений, ответов по этому поводу. Хотя, думаю, помощи мы так и не дождемся. Но ничего, выкрутимся, — не унывает Марина.
Ольга ШЕВЧЕНКО,
"Хронометр-Астрахань" № 16, 19.04.11.