На этой неделе, 25 и 26 марта в 18.30 на главной сцене Астраханского театра оперы и балета состоится премьера балета «Медный всадник» Рейнгольда Глиэра. Масштабный проект осуществляется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
AST-NEWS.ru встретился с хореографом-постановщиком, главным балетмейстером АГТОиБ, народным артистом РФ Юрием Клевцовым, чтобы узнать подробности предстоящего события и поговорить о том, чем сегодня живёт балетная труппа театра.
– Юрий Викторович, какие изменения в балетной жизни театра произошли со дня нашей предыдущей встречи в ноябре прошлого года?
– Все перемены, произошедшие с нашей труппой, должна продемонстрировать предстоящая премьера. Количество балетных спектаклей, идущих за месяц, увеличилось. Прекрасно, когда артисты стали чаще выходить на сцену, но этого мало. Хочу, чтобы они имели возможность танцевать ещё больше. Идёт непрерывная работа над оттачиванием профессионализма. Это не быстрый процесс. Все перемены в труппе в самом разгаре.
– В прошлый раз вы говорили, что труппа нуждается в расширении. Какие шаги в этом направлении сделаны за данный период?
– Усердно работаем над этим. У нас уже есть кандидаты, которые приезжали в Астрахань на просмотр. Многие из них дали своё согласие на работу в нашем театре. Поэтому новый сезон начнём с большим коллективом, ведь мы будем готовить «Баядерку» – балет, требующий расширенно состава, как женского, так и мужского. «Баядерка» – сложная и серьёзная вещь, для которой важно не только количественное пополнение труппы, но и качественное.
– Выбор названия «Медный всадник» случился ещё до вашего назначения в Астрахань. Вы приняли для себя этот балет? Лёг он на ваше восприятие хореографической задачи?
– Это обычное дело для балетмейстера: далеко не всегда он сам выбирает для постановки то или иное название. Когда я столкнулся с предложенным материалом, то стал погружаться в него и досконально изучать. Постарался понять эту вещь и переложить на собственные ощущения и испытал большую ответственность от прикосновения к гению Пушкина. Я максимально проникнулся этой историей, приложив для её воплощения весь свой хореографический опыт.
– «Медный всадник» – редкость на балетной сцене. Его первая версия, созданная нашим земляком Ростиславом Захаровым, является одной из самых известных. Есть в вашей постановке отсылки к ней?
– Записи первых постановок балета не осталось. Мы пошли по своему пути, создавая наш балет в совершенно другом контексте времени. Мы немного изменили саму историю, сделав более динамичный спектакль. Если вспоминать версию Ростислава Захарова, то там тоже были отхождения от канонического пушкинского сюжета поэмы «Медный всадник». Перенести на сцену литературный материал и сделать из него полномасштабный спектакль достаточно сложно. Зрителю нужна зрелищность. Поэтому в либретто балета появился Петр Первый, князь Меншиков, арап Ганнибал и другие яркие персонажи.
– Вы написали новое либретто?
– Да, создавая собственное либретто, я старался учитывать предыдущую версию и пушкинский сюжет. Но наша история несколько иная. Пока трудно сказать, насколько всё получилось, но мы предприняли для этого максимальные усилия, чтобы работа оказалась по-настоящему достойной. Мне важно, чтобы артисты получили удовлетворение от своего существования на сцене. Моя роль в этом действе не так важна, скажу без лукавства. Хочу, чтобы артисты чувствовали и знали, что зритель приходит в театр смотреть именно на них, чтобы их сложнейшая работа доставляла им не только тяготы, без которых в нашей профессии нельзя обойтись, но и вдохновение и лёгкость.
– Как вы считаете, «Медный всадник» укладывается в стилистику вашего творчества или выходит за его рамки?
– Трудно сказать. Иногда, кажется, что получается что-то не совсем для меня типичное. Мы все взрослеем, появляется новый жизненный опыт, который отражается в творчестве. Мы все меняемся под силой как негативных, так и позитивных вещей, происходящих с нами.
– «Медный всадник» имеет шлейф советского драмбалета. Использован этот жанр в постановке?
– Мы старались избежать подобного жанрового штампа, стремились сделать его более живым, современным и понятным сегодняшнему зрителю. Само произведение «Медный всадник» Пушкина читали далеко не все наши современники, особенно молодёжь. Поэтому мы выбрали более свежий и доходчивый хореографический язык. Человек приходит в театр за особыми эмоциями. Важно, чтобы он уходил после спектакля с ощущением крыльев за спиной.
– Музыка Глиэра очень патетична и торжественна. Насколько она близка вам?
– В музыке Глиэре сочетаются все важные для восприятия вещи – яркие эмоции и невероятная мелодичность, характерные для советской музыки вообще. С позволения наследников композитора я подобрал музыку Глиэра из других его произведений. Также в балете используется сочинения Анатолия Лядова, одного из самых талантливых отечественных композиторов.
– Каким будет визуальное оформление спектакля?
– Художником-постановщиком и художником по костюмам нашего спектакля выступает заслуженный художник России Олег Молчанов. В ходе работы мы тесно сотрудничали, искали необходимую тональность художественного решения балета. Он досконально подходил к каждой детали декораций и костюмов. Олег Иванович подсказывал мне какие-то вещи, мы прислушивались друг к другу. Мы все работаем в одной единой команде и я, и он, и дирижёр-постановщик, художественный руководитель и главный дирижёр театра Валерий Воронин.
– Фигура Петра I в сюжете поэмы «Медный всадник» выступает в демонической роли, а финал балета трагичен…
– У нас не будет никакого демонизма. Мы покажем Петра I человеком, живущего мечтой и воплощающего свои замыслы. Зритель увидит его творцом и созидателем, пусть и не без греха. Что касается финала, несмотря на трагичный исход, он будет позитивным. В спектакль полон также весёлыми и ироничными моментами.
– Как вы оцениваете работу артистов в этой постановке?
– По-моему, ребята работают с удовольствием. Я не видел никакого проявления недовольства с их стороны. В нашей труппе хорошая дисциплина. В этом есть безусловная заслуга предыдущих моих коллег, работающих здесь. Если артист опоздал на репетицию, что редкость, он всегда извинится и объяснит причину опоздания. В других местах подобная практика в новинку. Иногда могу задержать ребят сверх отведённого времени, на что тоже нет никаких возражений. Они относятся к такому с пониманием, что это необходимо для нашего общего дела. Благодарен им за это.
За неделю до премьеры настало самое важное время. Мы каждый день меняем какие-то вещи, кое-что добавляем, потому что постоянно появляются новые краски и мысли, которые нужно успеть воплотить. Главное нам – не перегореть до премьеры! Но этого не случится, ведь в работу вложено столько сил и трудов – не только балетной труппы, а всего коллектива театра – музыкантов, концертмейстеров, помощников режиссёров, рабочих сцены и многих других. Надеюсь, что наш «Медный всадник» станет для публики не только сюрпризом, но и открытием!
– Вы успели познакомиться с культурной жизнью Астрахани?
– Пока только в пределах нашего театра. К сожалению, в свой единственный выходной – понедельник, когда я располагаю свободным временем, другие театры и большинство музеев закрыты. Надеюсь, что после премьеры мне удастся познакомиться с происходящими в Астрахани культурными событиями подробнее.
– Успешной премьеры, Юрий Викторович, и спасибо за беседу!
Подготовила Екатерина Некрасова
Фото Александра Потапова