На очередном заседании Правительства Астраханской области министр образования и науки Виталий Александрович Гутман выступил с докладом «О ходе реализации приоритетного национального проекта “Образование” в Астраханской области». Своё выступление он начал с плохой новости: в этом году нацпроект, фактически, прекращает своё существование на федеральном уровне. В 2010 году действовать будет только ряд региональных проектов, естественно, несоизмеримых по финансированию с уровнем 2009 года. Однако по результатам национального проекта многое сделано – считает Гутман. Так, например, школы получили доступ к сети Интернет, увеличились субсидии в общеобразовательные учреждения. По словам Виталия Александровича, в 2009 году активно работала система поощрения лучших учителей, причём как на федеральном, так и на региональном уровне. Так, за право получить федеральную премию в размере 100 000 рублей, боролось 124 учителя, получили её 80 человек. В аналогичном региональном конкурсе из 201 участника премию получило 100 человек, размер премии составил 50 000 рублей. Вроде бы, есть чем гордиться и чему радоваться. Однако сами учителя данной системой поощрения недовольны (кроме, наверное, тех самых 150 человек). Ведь работают в школах не 150 человек, а гораздо больше. Почему же такая крупная премия даётся, фактически, единицам? Также учителей несколько лет беспокоит проблема методики выбора лучших среди них. И в самом деле – человек же не товар, просто так не поймёшь, хороший он или нет. Вот, допустим, арбуз выбрать – тут можно как-то разобраться, по внешнему виду, по пятнышку жёлтому и сухому хвостику… А как отличить хорошего учителя от плохого так, чтобы потом сомнений не возникало? Ведь речь идёт о премии, размера которой хватило бы на существенную разовую прибавку к зарплате всему коллективу общеобразовательного учреждения. Наверное, никак. Особенно, если учесть, что у нас не идеальные условия, окружают кругом не сферические кони в вакууме, а люди, соответственно играет роль человеческий фактор. Приходилось слышать мнение, что премии часто получают «свои люди» и не за учебный процесс, а за то, что умеют налаживать отношения с начальством за счёт показухи. Правда это или нет – утверждать, конечно, нельзя, но ясно, что система очень несовершенна, и радоваться в её работе особо нечему. В других сферах, где подобное действует, люди сами признаются, что вообще не понимают, за что тот или иной человек удостоен награды. А тут – как можно понять, кто лучше, если учителя из разных школ, ведут разные предметы… Ещё вопрос возникает: откуда в министерстве ещё до конкурса знают, сколько в области хороших учителей? Или квоты просто наобум распределяют? Интересно было бы узнать эти моменты.

Ещё раз надо повторить – премию получат единицы, а работать будут все. Наши люди, привыкшие ко всяким хитростям со стороны государства, подобные инициативы в виде «лотерей» очень часто встречают с неодобрением, потому министерству образования (местному и федеральному) ещё есть над чем подумать в этом плане.

Ещё одна хорошая новость, связанная с национальным проектом и озвученная Виталием Александровичем – увеличение оплаты труда на целых 75%, по сравнению с уровнем 2006 года. И это при запланированных 46%. Но это, опять же, непонятно – то ли действительно учителя наконец-то стали жить обеспеченно, то ли просто темпы инфляции ушли от запланированных далеко вперёд и повышение зарплат – вынужденная мера.

Но, всё-таки, не обошлось и без чисто положительных моментов. Так, 15 детей-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата получили возможность обучаться на специализированном оборудовании взамен обучения на дому, которое, естественно, не могло обеспечить нормального качества обучения. Это хорошая новость, бесспорно, детям нужно дать возможность нормально обучаться, ведь то, что они не могут ходить – ещё не повод забывать о них. Хочется от души пожелать им найти себя в жизни.

Доклад Виталия Гутмана подвергся жёсткой критике со стороны председателя Правительства Астраханской области К.А. Маркелова. Константин Алексеевич посоветовал Виталию Александровичу лучше подбирать слова в докладе и сказал: «радуйтесь, что здесь нет федерального руководства». Столь резкие высказывания были обусловлены тем, что Гутман назвал нацпроект прекратившимся, в то время, как, по словам Маркелова, его нужно было называть завершившимся. Константин Алексеевич сказал, что проект просто переходит на новый уровень, и целью его было научить работать регионы. Конечно, хорошо, когда деньги идут в большом количестве, но надо и самим что-то делать. Также он добавил, что это обычная черта человеческой психологии – запросы растут соответственно уровню жизни и это нормально, что раньше мечтали об одном компьютерном классе, а теперь уже хотят сразу несколько, да ещё и с ноутбуками (которые министерство образования предложило закупать в связи с тем, что их легко переносить из класса в класс). Но всё-таки поступления средств из федерального бюджета увеличиваются, и говорить о том, что проект завершился – неправильно, всё ещё только впереди. А нам остаётся, как обычно, только в это верить. И до сих пор непонятно, кто же из них двоих прав – то ли действительно нацпроект послужил толчком для развития, то ли просто деньги вкинули и на этом остановились… Это, наверное, лучше всего знают только те, кто сейчас обучается в общеобразовательных учреждениях. На своей шкуре, так сказать, почувствовали.

Маркелов далёк от села

Вторым на заседании Правительства рассматривался доклад «О мерах, предпринимаемых агентством по занятости населения Астраханской области по преодолению последствий мирового финансового кризиса». Выступила с ним первый заместитель руководителя агентства Людмила Дроздова.

В этом году в центр занятости обратилось 50 000 человек, это в два раза больше, чем в прошлом. Цифры, не радующие глаз, в общем. Дальнейший ход доклада оптимизма не прибавил – официально зарегистрированная безработица выросла с 1,4% (которые были в конце 2008 года) до 2,2% по состоянию на апрель 2009. По количеству – безработных стало на 4 000 человек больше, причём под риском увольнения сейчас находятся 2 000 человек из 30 организаций. На этом фоне заявления некоторых представителей власти о том, что «кризис подходит к концу» выглядят как-то неубедительно. Или конец кризиса – это когда вообще никто работать не будет?

Устроено на работу было 35 000 обратившихся, это в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Казалось бы, «больше» и «в 1,5 раза» должно бы внушать оптимизм, но, когда речь идёт об увеличении числа безработных в 2 раза, ничего хорошего тут нет. Налицо не рост, а падение.

Тем не менее, работает проект для тех, кто решил открыть собственное дело. Таким выделяется 58,5 тысяч рублей безвозмездно (то есть, даром, как говорил один персонаж мультфильма). Людмила Дроздова долго говорила на эту тему, приводила примеры, что в сёлах открываются парикмахерские, в которые раньше надо было ехать несколько километров и т.п…

Однако, что примечательно – один мой знакомый решил летом открыть собственное кафе, никаких даже 58,5 тысяч у государства не просил, собирался дать городу рабочие места и платить налоги… В итоге ему вроде разрешили, но открыть он не может, т.к. должен пройти какую-то процедуру, которую только ввели, но она ни разу ещё не проводилась, потому никто не знает, как её проводить и когда она будет… В общем, на словах всё красиво, а на деле люди даже за свои средства дело открыть нормально не могут, везде бюрократы их встречают. Я бы на месте агентства задумался не о том, как помогать людям, а как, хотя бы, не мешать им самим себе помочь, если они этого хотят. А то такими темпами мы ещё долго будем выходить из кризиса, если не давать нормально работать малому бизнесу.

В ходе обсуждения доклада, членами Правительства было высказана обеспокоенность по поводу того, что пособия по безработице развращают население, и оно не хочет работать вообще. Константин Маркелов отметил, что зарплаты на селе довольно-таки высокие, и, тем не менее, население притворяется кривыми, косыми, больными – кем угодно, лишь бы не работать. А в итоге приходится звать иностранных граждан.

Как у Правительства всё красиво в теории. Вот только интересно – кто из детей министров сейчас работает на селе, а? Там же зарплаты высокие и вообще…. Неизвестно, откуда у Маркелова информация о высоких зарплатах на селе, ведь прекрасно известно, что доходы там никак не соответствует работе и зачастую в нарушение закона ниже прожиточного минимума. Работать в таких условиях сможет далеко не каждый, а этот далеко не каждый ещё и подумает, надо ли ему это за такие деньги. По логике, еда – одна из важнейших вещей, без неё прожить ну никак нельзя, однако, производители этой еды получают очень мало, особенно, если учесть сезонность работы. А Правительство, тем временем, искренне удивляется, почему так происходит, что никто не хочет в село. Хорошо об этом размышлять в уютном здании администрации… Да и не верится, что у нас настолько высокие пособия по безработице, что на них можно нормально жить. Или у нас зарплаты на селе от них неотличимы?

В любом случае, Людмила Дроздова оптимистично заявила, что их агентство с подобными людьми работает много лет и создаёт такие условия, что они вынуждены идти работать. Охотно верится, у нас вся страна – сплошное условие работать за копейки, потому трудно усомниться в речи Дроздовой.

Министру финансов не хватает налогов

Об итогах исполнения бюджета муниципальными образованиями Астраханской области за первое полугодие 2009 года доложил заместитель председателя Правительства Астраханской области, министр финансов Астраханской области Станислав Константинович Миронов. Тут сказать особо нечего, сплошные цифры, но, тем не менее, Станислав Константинович был в своём духе – и тут сумел вставить интересные комментарии. Так, например, цифры по налогам в разных муниципальных образованиях слишком сильно отличаются, однако, по его словам, он никогда не поверит, что где-то, например, в несколько раз больше автомобилей, а где-то у жителей в несколько раз больше земли. Причину такого разброса налогов Станислав Константинович видит в недостаточной эффективности сбора налогов по муниципальным образованиям, причём, зачастую, таким положением они сами себе делают хуже, т.к. от налогов напрямую зависит их бюджет. В качестве положительного примера он привёл ЗАТО Знаменск, в котором после наведения порядка в сборе земельных налогов, величина его поступления в бюджет увеличилась в целых 12 раз! Действительно, грамотная работа властей Знаменска. А вот, например, в городе Астрахань из 2 миллиардов возможных в бюджет поступает лишь 170 миллионов, причём в этом году роста в этой сфере, несмотря на огромный потенциал, практически нет. В общем, Миронов в очередной раз посоветовал главам муниципальных образований обратить внимание на эти факты.

Также на заседании Правительства был рассмотрен вопрос об установлении размера платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств с использованием средств технического диагностирования. С докладом на эту тему выступила и.о. руководителя службы по тарифам Астраханской области Зайкова Светлана Николаевна.

Артём Хорьков,

"Факт и компромат", октябрь 2009 г.